BodyMind, Healing Arts, Время Перехода, Все рубрики, Пробужденные отношения
Оставьте комментарий

Интервью: Стаматис Ефстатиу и его Театр Взаимосвязи

dsc_5248

«Сколько я себя помню, мне были интересны не сами произведения, а взгляд или способ бытия с миром художника. Когда я встречаю необычного человека, я занимаю позицию наблюдения, слияния с ним. Моя галактика пускает в себя другой мир и впитывает, как губка, иной способ бытия. Раньше я себя за это не любил. Теперь понимаю, что это воспитывает эмоциональную зрелость. Я не боюсь потерять себя при встрече. Даже так: боюсь, но не ужасаюсь, а иду в это слияние. Учу свое тело быть открытым и отзывчивым, ум — гибким.

Я считаю, что мы можем учиться друг у друга, не конкретным техникам и навыкам, а эмоциональным реакциям. Чем отличается Будда от нищего? Тем, что первый не сопротивляется миру, он не боится и принимает его. Он понимает, что мир дышит через него. Он позволяет этому случаться.

В Украину едет необычный человек. Он — грек, но говорит по-русски. Аскет, танцует буто, автор и идейный вдохновитель «Театра Взаимосвязи — Atropos». Зовут его Стаматис Ефстатиу Stamatis Efstathiou. Он проведет городской ретрит в Киеве с 4 по 10 декабря.

Его называют «греческий Гротовски», за то, что он не верит в правила и стереотипы, а находит свой аутентичный способ бытия на сцене и в жизни. Собирается закрытая группа. Осталось 10 мест. Интенсив рассчитан не только на актеров, но в большей степени на Человека. Я не знаю, что будет там, но моя интуиция говорит: «Однозначное «Да!»

Для меня творец неотделим от творения. Художник всегда рисует автопортрет. Но произведение — это не иллюстрация личности, это — картина мира. И художник — это не просто человек, а мир.
Когда мы говорим о театре или перформансе, мы говорим о встрече. Встрече двух галактик. При этом происходит взрыв, стремительное раскрытие двух миров навстречу друг другу. И рождается сверхновая.

Стаматис — лингвист и теоретик театра. С его мыслями о роли театра в жизни можно ознакомиться в обсуждении этой встречи: https://www.facebook.com/events/171246946770742/?ti=cl

(Андрей Утенков про Стаматиса)

 

Стаматис Ефстатиу и его Театр Взаимосвязи.

интервью с Анни Петросян

Твой проект называется «Театр Взаимосвязи»…где ты являешься ведущим… Кем ты сам себя считаешь? Перформером? Режиссером? Актером?

Театр Взаимосвязи — это мой практический подход к театру и в то же время возможность описать мое виденье и философию жизни. Я являюсь ведущим треннинга, режисером и иногда перформером. Но, на что важно обратить внимание — перформер начинается с человека, который развивает все свое существо.

С чего все начиналось?.. С чего началось то путешествие, которое привело к «Театру» и к тому образу жизни, который ты ведешь?

Слово путешествие это слово “ключ”, так как для меня театр это прежде всего — Путешествие. Другими словами, театр нашел способ преодолевать ограничения общественных норм и материального измерения ежедневной действительности. В театре я могу двигаться сквозь это, свободно, на встречу другим людьми, другим культурам, другим местам…и все это ведет к активизации внутреннего движения, открывает пространство для того, чтобы поднимать новые темы, задавать новые вопросы… И еще одно: театр — это место, где я могу развиваться “с другим и наедине с собой”.

Вы могли бы чуть больше раскрыть последнее…что означает “развиваться с другим и наедине с собой?” И в чем цель…вашего подхода к театр.

Театр дарит нам возможность Встречи с другим  за рамками обыкновенной жизни. Через превращение, через сознательное использование своего внутреннего ребенка, через поэзию и музыку, человек-актер обнаруживает в себе уровень спонтанности и привносит этот новый уровень связи в свою жизнь.

За этими рамками, человек научается быть одному без страдания, связанного с одиночеством. Наоборот, это одиночество и необходимость расставания питает его, привносит спокойствие… И уже впоследствии он может привнести то, чем напитался в группу, во взаимодействие с партнером. Привнести новые уровни физических и вокальных ландшафтов.

По поводу моего подхода, я бы сказал, что в основном это опять же про глубокую встречу, которая очень редко случается в рамках повседневной жизни.

Метафорически —  хочу смотреть на Солнце. Но из-за того, что нельзя смотреть прямо на солнце, я выбираю смотреть чуть ближе, в то пространство где и возникает Театр Взаимосвязи, чтобы иметь возможность прикасаться к чувствованию того, что находится за Солнцем…

21314639_1458350327566968_2937566697275120873_n

Что важнее, Стаматис, процесс или результат? Есть “Демиургия”…как результат процесса, которым ты делишься… И все таки в конце тренинга участники тоже создадут совместный перформанс, который будет результатом их со-творчества. Театр (театр Взаимосвязи) — это про процесс или про результат?…

Невозможно разделить процесс и результат. Чтобы процесс был живой, ему нужна перспектива. В нашем случае это будет показ перформанса. Перспектива показа привносит в процесс участника необходимую срочность, простоту и искренность… А также возможность довериться без компромисса потоку работы, ведущему процесса и своему партнеру…

Очень важно подчеркнуть, что перспектива показа-перформанса привносит в процесс подготовки качество  “дара”. Качество работы улучшается, когда ты знаешь — то, что ты делаешь в процессе должно вести к какой-то интересной форме, которая будет “дарован” зрителю.

21908622-10213900028157579-1968757492-o_orig

 С чего начинался твой путь…как все начиналось? Чем ты занимался до театра? Кто тебя вдохновлял? Твои учителя…

Я закончил университет французской философии, литературы и языка в Афинах. У меня вообще был такой достаточно академический путь, к тому же моя семья была всегда далека от искусства. И я почувствовал уже тогда, что мне нужно открыть творческий аспект моего Пути, тот,  который не обусловлен академическим  влиянием или бизнесом. И театр пришел ко мне посредством различных совпадений, чтобы привнести новые смыслы в мою жизнь…

Признаться, сначала я осуждал нарциссический и демонстративный подход свойственный миру театра,  но преодолел эту тень, когда открыл наличие альтернативного пути в театре. А к этому меня вел Эжи Гротовский и его уникальные открытия. Меня очень впечатлила его идея миссии и самопожертвования. И эта идея со временем привела меня к пониманию связи театра и духовности. Я осознал, что чем больше развиваешь свою работу через тело, тем больше открываешься к миру духа…к Богу.

Меня так же вдохновляла в этом работа с Сергеем Ковалевичем, русским режиссером, и театр Плаво Позористэ  (Сербия). Кроме этого, мои главные учителя — это мои ученики… Я даже скажу, что я считаю себя самого опытным учеником….и пока что я сделал больше “ошибок” чем мои ученики…

Когда я думаю про театр, первое, что приходит мне в голову — это слово Ритуал. И мне кажется, Гротовски именно это привнес в театр, так же как Пина Бауш в мир танца… И тогда приходит в голову, что театр — это такой показательный ритуал…возможность сделать самое интимное — увиденным. Возможность дать бессознательному выразиться в форме… Какова роль Ритуала в Театре Взаимосвязи?

Чтобы ответить на твой вопрос, мне 21886563-10213900029157604-275865779-o_origнужно уточнить как я трактую само слово, а дальше сам феномен ритуала. Чем отличается ритуальное действие от не ритуального? Я думаю эта разница может быть выявлена через пространство, время, физическую и вокальную форму. Время переживается как некое повторение того, что уже было. Часто возникает сильное чувство настоящего момента. В пространстве проявляются более строгие и ясные геометрические формы, по сравнению с обыкновенной жизнью. А физическая и вокальная форма очень часто связана с тотальным превращением. Вот этот ритуальный подход и является центральным в Театре Взаимосвязи: повторение, геометрия, превращение.

Мне очень срезонировало, что результат-перформанс — это Дар зрителю. Можешь раскрыть подробнее про эту роль зрителя?

Театр, любой — не только театр Взаимосвязи, это прежде всего Встреча.

Встреча с самим собой, с партнером, со зрителем. Даже если только один зритель — это уже говорит о том, что театр уже есть. Зритель привносит некий третий взгляд, благодаря которому актер становится более сознательным, точным, а самое главное — щедрым! в своем присутствии. Зритель как бы вкладывается собой в расширение сознательного поля актера…

Давай поговорим про Демиургию…перформанс. Что это такое?..  

21766832_1684726428206421_5167069822764248077_n

Демиургия по-гречески означает Сотворение. Именно об этом идет речь в этом перформансе. Мы его создали с Сергеем Созином и показывали в Питере, в Белоруссии и очень скоро он будет представлен в Афинах, Салониках и в других местах. В “Демиургии” нам хотелось исследовать древние мифы про сотворение мира через их драматургию — зороастрийские, шумерские, индийские, греческие, африканские, американские, египетские, а потом представить эти мифы как перформанс, через сочетание рассказа, использование народных инструментов, а также физического и вокального актерского воплощения.

Одна потенциальная участница нашего ритрита в Киеве спросила меня, а что все таки мы будем делать….звучит красиво, но не понятно. Я хотела ответить…а потом решила задать этот вопрос вам. Если доступными словами описать будущий городской ритрит — что там будет происходить? Чего там больше — театра? или духовного самоисследования? или психологического тренинга?

Сначала будем вместе создавать семейную атмосферу, чтобы все почувствовали себя в безопасности. Будем знакомиться с главными физическими и вокальными элементами треннинга театра Атропос и постепенно интегрировать в процесс индивидуальный и групповой материал связанный с темой “Эрос-любовь”. В конце будем выстраивать маленькую структуру — перформанс, который покажем нашим гостям. Это театральный процесс — да,  но в нем присутствует психологическое, а так же духовное измерение. Если же вы ищите новых знаний, техник и театральных секретов, а не раскрытия себя неизвестному — лучше тогда не присоединяться.

Стаматис, какая роль бессознательного в творческом процессе? Что есть то, питает творчество и то, что блокирует поток?

Вход в бессознательное — это изначальное условие творческого процесса. Уже когда человек решает заниматься искусством, он делает шаг из, выходит из области сознательного открывая всего себя неизвестному, непроявленному, забытому. Но с другой стороны хочется отметить то, что часто люди смешивают сам материал, который открывается в этом процессе и способ его выражения. Им кажется, что способ выражения того, что проявилось “с потом и кровью в темноте” должен быть 100% сознательным. И это именно то, что определяет свободу художника, то, как он сам сознательно выбирает свои инструменты, язык, физические и вокальные формы, чтобы придать материальную форму плодам своей души и духа.

А вот это в свою очередь ведет к следующему: художник, по образу и подобию Бога, разворачивает в своем искусстве аспекты Духа, своей божественной природы. Так как творчество принадлежит божественной природе, он проявляет божественный аспект. И чем больше мы это осознаем, тем смиреннее мы подходим к материалу, к нашим партнерам, ведущим процесса. Так как высокомерие и вульгарность — это самые большие препятствия в творческом пути.

А 3 самых важных препятствия (блока) в творческом процессе: лень, жадность и нетерпение. Подробнее про это будем говорить на воркшопе.

22310447_1695449270467470_5349964578176519503_n

 

 

 

 

Эрос-Любовь: Театральная лаборатория Стаматиса Ефстатиу (Греция)

4-10.12, г. Киев.

Есть ли жизнь без любви? Что такое Любовь?
У нас есть одно лишь слово, чтобы описать то, что происходит между родителем и ребенком, между партнерами, между любовниками, между человеком и животным, между человеком и природой, между человеком и Богом.
Являются ли вибрации в каждом из этих случаев идентичными?

Глубокая любовь неизбежно ведет к трансформации. С другой стороны, процесс ее углубления высвобождает «демонов» и «монстров». Любовь нельзя отнести к сфере разума. Она не может возникнуть по приказу, не может быть описана или объяснена. Она — про измерение поэзии и личного переживания.

Когда человек развивается личностно или духовно, он превосходит контекст удовольствия и открывается миру метафизического. И в этот момент он открывается самопожертвованиию и прощению…
В процессе лаборатории мы будем пробовать с помощью подхода «Театра Взаимосвязи» идти вглубь темы Эроса-Любви. В начале у нас будет возможность получить понимание основ этой работы и постепенно, шаг за шагом, войти в тему. Мы не обязательно найдем логические ответы. Скорее, мы попробуем коснуться поэзии темы через наши тела и наши голоса и создать перформанс, который мы сможем представить нашим гостям в конце тренинга.

Театр Взаимосвязи — Atropos laboratory, театральная группа философской направленности, которая исследует формы энергии, строящей мосты: от импульса к действию, от нашей отвергнутой и сокрытой природы к большей открытости, от ежедневных социальных паттернов к новым формам поведения.

В рамках исследования, эксперимента или индивидуальной работы, участник-перформер в первую очередь заряжается вдохновением исследовать, развиваться и выходить на другой уровень.

В Театре Взаимосвязи знакомство с «делателем-перформером» дает возможность обнаружить и обрести неистощаемую энергию для трансформации. Изначальное видение Театра Взаимосвязи в том, чтобы наладить взаимосвязь между человеком-перформером и пространством, временем и вселенной, которая его окружает.

Основатель и творческий режиссер Театра Взаимосвязи — Stamatis Efstathiou — исследует в своей работе энергии-тела-звука-языка-молитвы-пения.
Именно в этом тренинге мы вместе будем создавать сакральное пространство, в котором каждый индивидуальный и групповой момент будет важен и встречен с уважением. Также, мы будем приветствовать и некий гротеск и некие «социально неприемлимые» формы, которые также могут привнести поэтическое и сюрреалистическое измерение нашей работе.

Содержание: ключевые моменты лаборатории:
— Разминка и исследование энергии и техники
— Органическое пение и исследование голосовых и телесных ландшафтов
— Старинные песни и напевы разных традиций мира
— Воплощение (Embodiment) текста и песни
— Подготовка и свезь импровизации через ритуальные процессы
— Индивидуальное и групповое действие. Фокус на взаимодействии между хором и главным героем (главными героями).
— Естественные и направляемые импровизации.

Stamatis Efstathiou — художественный руководитель театра Atropos (atropostheatre.blogspot.com). Он практикует театр как режиссер, исследователь, преподаватель режиссуры, перформер и сценарист.

Stamatis Efstathiou путешествовал по Европе, обучаясь у европейских театральных мастеров в Польше (Институт им. Ежи Гротовского, Театр «Гардзенице» и др.), Франции (Театр Дю Солей), Германии и Сербии. Параллельно в 2004 году он основал театр-лабораторию «Атропос». С тех пор он участвовал как режиссер, перформер и сценарист в различных театральных проектах по всему миру: в Греции, Индии, Польше, Иране, Германии, Армении, Болгарии, Дании, Южной Корее, Мексике, Испании, Великобритании, европейской и азиатской частях России.

Он интересуется театральной антропологией, танцем Буто, духовными традициями народов мира, исследованиями голоса и вокала — теми ландшафтами, которые он исследует с помощью «Театра Взаимосвязи», лично им созданного метода и видения Театра, который он развивает с помощью различных долгосрочных проектов (ENERGIA, CARNAVANI, KOSMOS, TETRAPTYCHO и т.д.).

Регистрационная форма:
https://goo.gl/forms/Ywudd69kxLcJpRQi1

Контакты организаторов:

Алёна Гавриленко
gavrylenko.alena@gmail.com

Андрей Утенков
andrew.utenkow@gmail.com

Анни Петросян
aniegevera@gmail.com

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.