Время Перехода, Все рубрики
комментария 4

Ритуалы Перехода: шаманский подход к выходу за рамки страха и тревоги

Согласно клиническому психологу и йога-терапевту Бо Форбс, лучшей  тактикой  преодоления страха и тревожности является встреча с ними лицом к лицу, а не попытка убежать. Но что делать, когда мы охвачены страхами? По словам Бо, мудрость племенного социума может предложить контекст и содержание для продвижения вперед.

Вам когда-нибудь приходилось бороться со страхом,который побеждал несмотря на все ваши усилия? Случалось ли вам убежать от своих страхов и начать новый творческий проект, думая, что вы их оставили далеко позади, когда страх вдруг снова охватывал вас? Чувствовали ли вы себя парализованным страхом настолько, что не могли сделать даже шажочек вперед, даже позаботиться о себе? Если с вами случалось подобное, вы не одни.

Страх присущ человеку. Его испытывают все, начиная от вашего соседа до йога-инструктора и далай-ламы, который борется со страхом полетов. Бессмысленно пытаться полностью избавиться от него, да и не стоит этого делать. Ведь именно в страхе заложены семена нашего потенциала. В то же время страх для нас – источник физического, эмоционального и духовного стресса. Так что же делать, если не бороться с ним, не убегать от него и не замирать от страха на месте? Как раскрыть и взрастить заложенный в нем потенциал?

Как клинический психолог, йога-инструктор и йога-терапевт, я много работала, помогая людям трансформировать страх. У меня были клиенты с сильными страхами и люди с умеренной тревогой и депрессией, синдромом дефицита внимания и паническими атаками. Независимо от проявлений, в корне наших внутренних конфликтов всегда лежат страх и его младший брат – тревога.

Переход: ритуалы шаманов

Мой путь к пониманию ключевой роли страха в процессе взросления и исцеления начался с моего рождения. Мой отец, киношник, изучал индейцев племени Сенека, которые рисковали потерять свои земли к северу от Нью-Йорка из-за постройки дорогостоящей и бесполезной дамбы. Тогда наша семья переехала в заповедник Сенека. Мы прожили там два года, пока мой отец снимал об индейцах документальное кино. Яркие воспоминания о культуре племени и их лекаре Лене Сноу вдохновили меня на изучение шаманизма в старшей школе и колледже. Я узнала, что самые важные ритуалы и церемонии происходили во время ключевых переломных моментов в жизни.

Мы все уязвимы к страхам, беспокойствам и саморазрушению в переходные периоды в жизни, работе, отношениях, когда переживаем потерю чего-то, что нам дорого. Такие  моменты всегда полны сомнений. Мы уже не те, кем привыкли быть, но еще и не те, кем станем. Неопределенность сама по себе является вызовом, но это еще не всё: вдруг в самый нестабильный момент мы ловим проблеск той личности, которой мы могли бы стать. И наш потенциал пугает нас самих. Что если мы не сможем так? Что тогда?

«Это так тяжело, – говорит клиент, чья лейкемия стала началом больших перемен в его жизни. – Я чувствую себя другим, но еще не знаю, кто я. Большое искушение вернуться к «старому себе».

Чтобы заслужить статус целителя племени, шаман должен успешно пройти инициацию – невероятно сложные перемены в жизни, включая потери, страдания, символическую смерть и впоследствии перерождение в новую личность. Великий шаман Черный Лось пережил инициацию в 17 лет: его преследовали тревожные видения, болезни, бессонница и страх такой интенсивности, что он всю ночь носился по домам людей, пока, истощенный, не уснул. Можно себе представить, через что прошел Черный Лось. Ведь многие из нас работают до изнеможения только для того, чтобы избежать встречи со своими страхами и тревогами.

Когда я стала психологом и инструктором по йоге, то заметила, что кризисы моих клиентов и студентов очень похожи на шаманские инициации. Даже завершение тренинга для йога инструкторов может быть сопряжено с тревогой. Одна из выпускниц призналась, что несколько недель перед окончанием курса ее преследовали ночные кошмары. «Я даже не знаю, чего именно боюсь» – сказала она. Не понимая своих страхов, легко растеряться во время перемен в жизни. И все же, как нам в этом разобраться?

Кира, моя клиентка по йога-терапии, приехала ко мне после смерти мужа. Ей нужна была помощь в прохождении боли утраты партнера после 17-летнего брака и нахождении способа утешить их двух маленьких детей. 10 месяцев спустя Кира начала восстанавливать свое душевное равновесие. Она стала лучше есть и восстановила общение с друзьями. Дети снова засыпали в своих собственных кроватках. В целом, концепция заботы о себе была ей не чужда. Затем у неё внезапно начались ночные приступы паники. И во время нашей работы над тем, чтобы дышать сквозь страх и подолгу оставаться с ним в контакте, Кира осознала, что лежало в основе её страха жизни без мужа. Это был страх одиночества, который преследовал её на протяжении всей жизни.В молодости она сбегала от этого страха в отношения.

Тогда ей так и не пришлось с ним встретиться. В одной из финальных сессий у Киры случился прорыв: во время домашней практики восстанавливающей йоги она дышала сквозь свой страх и почувствовала, как он трансформировался в чувство одиночества. Она оставалась  в  присутствии с чувством одиночества, пока оно не превратилось в одинокость, в чувство бытия наедине с собой. Тогда произошла еще одна трансформация, и Кира испытала глубокую тишину, которую она никогда раньше не ощущала в своей жизни.

«Я не могла поверить, что быть одной – это вот так!»– ликовала Кира.

Вскоре она заново открыла в себе силу и упорство, которые были в ней в детстве, но ей сказали, что это «упрямство». Как бонус, она восстановила свою страсть к писательству и открыла свой блог о детях.

Трансформируя Страх и Страдание

Так как же нам стать шаманами во время своего собственного перехода, как Кира?

Первый шаг: учимся присутствовать при прямом переживании страха и беспокойства, даже когда хочется избежать их. Прямо у нас в теле есть биологически доступная технология трансформации страха.

Страх служит связующим звеном между двумя ветвями нашей автономной нервной системы: симпатической (борись-беги-замри) и парасимпатической (отдых и усвоение). Эта двусторонняя система структурируют наше эмоциональное благополучие. Чем чаще мы выбираем модель поведения «борись-беги-замри», тем больше нагружаем нервную систему и тем глубже застреваем в этом паттерне.  В конце концов, переутомление становится нашим режимом по умолчанию. Вновь обрести равновесие и спокойствие очень сложно.

Для управления переходом необходимо сбалансировать нервную систему. Конечно, легче сказать, чем сделать. Нервная система не любит перемен, даже если это ведет к страху. Более того, мы постоянно подвергаем свою нервную систему мультисенсорной перегрузке. Ей приходится обрабатывать море информации, поступающей из смартфонов, электронной почты, переадресации вызовов и текстовых сообщений, фейсбука и твиттера. Сложно изменить этот паттерн, ведь культурное и социальное давление диктует нам, что нужно делать больше и быстрее. Так как же сбалансировать нервную систему и научится справляться со страхом, пребывая в присутствии?

В индейских общинах шаманы используют ритуалы и церемонии для трансформации страха, что помогает осуществить главный переход. После этого они берут себе новые имена. И уже после они может быть проводниками для других, помогая им справиться со страхами и вызовами их собственных переходов.

Инструменты йоги и медитации напоминают ритуалы Сенеки и других племен. Они укореняют нас, помогают нам оставаться здесь и сейчас и быть в контакте с телом. С их помощью создается безопасное пространство для  проживания страха и движения сквозь него. Эти практики придают нашим страданиям контекст трансформации, позволяя почувствовать, что они имеют высшую цель.

Из исследований известно, что эти инструменты работают следующим образом:

— медитация помогает справиться с «внутренним диалогом» и оставаться в настоящем, что уменьшает страх

-даже 10 минут йоги в день увеличивает стрессоустойчивость

— созерцательная, расслабляющая восстанавливающая йога снижает тревожность

— глубокое дыхание через нос, особенно с длинным выдохом, помогает замедлить работу сердца и снизить уровень беспокойства

После того как вы попробуете все эти инструменты и определите, какие из них резонируют вам лучше всего, включите их в свой ежедневный график, когда ваш страх не в активной стадии. С каждым повторением вы накапливаете энергию «пранического благополучия» и здоровые паттерны, от которых можно отталкиваться, чтобы справиться со страхом. И в следующий раз, когда вы столкнетесь с большими переменами – потерей любимого, сменой работы, передвижением по стране – вы сможете обратиться к своим личным ритуалам, которые помогут вам справиться с эмоциями.

Безадресный страх и тревога токсичны: они истощают наш ресурс энергии. Когда мы боремся или избегаем страха, то кормим его своей жизненной силой. Когда входим в чувство страха, то смягчаем его и сохраняем свою энергию. Йога и медитация помогают нам оставаться в присутствии со сложными эмоциями во время переходного этапа. Таким образом мы можем осознать мимолетность эмоций, ведь они просто часть естественного течения жизни. Эта осознанность обогащает нас, и страх не проявить свой потенциал, как и страх проявить его, перестает казаться таким всеобъемлющим. Мы просто есть, и этого достаточно.

Это осознание может изменить вашу жизнь. Несмотря на то, насколько сложно нам справляться со страхом и стрессом, у нас есть встроенная в тело способность преобразовывать эти чувства. Как искатели шторма, преследующие ураганы, чтобы изучить их природу, мы можем стать искателями страха. Мы можем встретиться со своими страхами, изучить их и благодаря им лучше узнать свой внутренний мир.

Бо Форбс — доктор психологических наук, является ведущим клиническим психологом, учителем йоги и йога-терапевтом в районе Бостона. Она является основателем Новой Английской Школы Интегративной Йога-Терапии, создателем образовательной онлайн программы по йоге, психологии и науке, автором книги «Йога для эмоционального баланса: простые способы высвобождения тревоги и депрессии».
www.boforbes.com, www.boforbesyoga.com

4 Комментариев

  1. Владик пишет

    Реклама своих услуг. Скрытая.
    + Поверхностный подход…
    Чего только стоит сравнение двух техник йоги и инициаций шаманизма.

  2. Edmonddile пишет

    Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, шаманские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтанно трансформировать невротический или проблемный материал в процессе самоинтеграции.

  3. Лана пишет

    Многообещающее название и очень поверхностное содержание. Понятно, что любые духовные практики работают с чувством страха, поскольку это один из базовых инстинктов. Но йога и шаманизм — совершенно разные традиции, зачем все в одну кучу?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.