Все рубрики, Самоисследование
комментария 2

Путь красоты. Вступление в Природу Восприятия

Художник и поэт Уильям Блейк сказал:

 «Если очистить двери восприятия, все сущее предстанет перед нами так, как есть — в своей бесконечности. А пока человек смотрит на все через узкие щели своей пещеры – для него все имеет границы».

Что он подразумевал? Как может ограниченный объект, например,  дерево, стол, стул, человек или дом, быть безграничным? Давайте для понимания начнем со слова «восприятие» которое включает все 5 чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
Традиционное мышление говорит нам,  что опыт восприятия делится на две основные составляющие:  субъект, который воспринимает и объект, который воспринимается. Это понимание закреплено в структуре языка такими фразами: «Я вижу дерево», «Я слышу ветер», «Я прикасаюсь к человеку», «Я пробую яблоко» и «Я чувствую аромат цветка».

В каждом случае, субъект  — «Я»,  присоединяется к объекту — дерево, ветер, человек, яблоко или цветок — через акт восприятия, то есть, через акт зрения, слуха, осязания, вкуса или обоняния.

Теперь, для того, чтобы понять природу восприятия, мы должны изучить обе части этого уравнения: «Я» — субъект и «Мир» —  объект. Традиционно, именно мистики исследовали природу «Я», самости, а художники и ученые исследовали природу объекта или мира. Другими словами, мистики, как правило, разворачивались к внутреннему своему, направляя свое внимание в центр своего существа, или сущностной природы, а ученые и художники были обращены наружу,  к объектам природы и мира.

На первый взгляд может показаться, что это два противоположных направления. Однако, если каждую из сторон исследовать достаточно глубоко,  они неизбежно приходят к единому знаменателю. На самом деле, выводы мистиков с одной стороны, а художников и ученых с другой, отличаются столь радикально только потому, что в большинстве случаев  каждая из сторон не исследует до определенной глубины.

Художник Поль Сезанн сказал:

«Наступит время, когда одна морковь, увиденная свежим взглядом, вызовет революцию».

Революция, к которой он ссылается, это соединение этих двух перспектив — сближение мистика, художника и ученого в измерении глубокой ясности — и последующего влияния этого на все аспекты нашей жизни.

Так давайте рассмотрим вкратце обе эти перспективы.

Природа Самости.

Традиционное мышление полагает, что есть некое «Я», тело/ум, которое осознает объекты и весь мир. Однако, один простой и честный взгляд на опыте выявляет то, что мы осознаем тело/ум таким же образом, как объекты и этот мир.

Другими словами, тело/ум не является субъектом опыта. Тело/ум — объект опыта, который появляется и исчезает так же, как и другие объекты. Тогда, что это за воспринимающий субъект, называемый «Я», который ЗНАЕТ и ОСОЗНАЕТ другие воспринимаемые объекты, тело/ум и весь мир?

«Я» относится к чему-то такому, что осознает объекты тела/ума и мира. Только это «Я» невозможно обнаружить, как объекты любого другого типа, как например, мысль, чувство, ощущение или восприятие. Но все же «Я», кажется, без сомнений присутствует и осознается.

Следовательно, качества присутствия и осознания присущи «Я», которое по этой причине иногда относят к «Осознанности», что означает лишь наличие чего-то, что осознает. Эта «Осознанность» является нашей изначальной природой,  — сознающее, открытое пространство, в котором происходят все переживания, — но сама по себе «Осознанность»  не является переживанием. Осознанность не имеет времени, так как является вечной или вездесущей; она не может быть обнаружена в пространстве, а потому бесконечна, и не имеет никаких ограничивающих или видимых качеств.

Природа Объекта, Другого или Мира – от Материи к Уму.

В  традиционном мышлении считается, что объект состоит из инертного материала под названием «материя». Но что говорит нас опыт?

Возьмем к примеру, видимый мир. Единственный опыт переживания этого мира это наше текущее восприятие. На самом деле, мы не имеем права утверждать, что мы знаем или воспринимаем независимо существующий мир. Мир, который существует сам по себе, независимо от нашего восприятия. Все, что мы можем сказать, базируется на актуальном переживании того, что мы знаем, как наше восприятие мира.
На самом деле, мы даже не можем утверждать, что мы знаем наше восприятие «мира», так как мы увидели, — «мы» никогда не вступали в контакт ни с чем подобным. Нам знакомо только восприятие. Таким образом, вместо того, чтобы сказать, что мы знаем наше восприятие «мира», мы можем только сказать о том, что мы знаем самое восприятие.

И, обнаружив, что мы никогда собственно не знали, не воспринимали и не вступали в контакт с объектами или миром, мы можем исследовать наше переживание еще глубже.

Можем ли мы обнаружить только объект называемый «восприятие», или же только «переживание восприятия»? Посмотрите внимательно, — мы никогда не найдем объект «виденье», мы можем только обнаружить переживание виденья на опыте. Мы никогда не найдем объект «звук», но мы можем получить переживание слушания. Мы никогда не сможем обнаружить объект,  называемый «вкус», но мы можем пережить опыт вкуса.

Таким образом, мы можем ясно увидеть, что опыт переживания не состоит из набора объектов или существительных, которые знаемы отдельным и независимым субъектом. Скорее, это больше похоже на поток переживаемых опытов, в которых субъект и объект, кажутся отдельными, но содержатся в одном. На самом деле, в новом языке недвойственных учений, мы можем сказать, что есть только глаголы, но нет существительных. Не «Я вижу дерево», но скорее «Есть виденье», не «Я слышу ветер», но скорее «Есть слушание».

Таким образом, по-видимому, воспринимаемый объект начинает терять свою отдельность, ограниченность, непохожесть, предметность. Другими словами, видимый или слышимый объект, кажется, существует в некой дистанции от самого себя, но опыт виденья или слушания всегда имеет непосредственную близость, интимность одного с другим.

Так как мы обнаружили, что никогда на самом деле не знаем, не воспринимаем и не входим в контакт с инертным нечто, называемым «материей», то все, что мы знаем — это «Ум». Из этого следует, что все, что знается или переживается на опыте, как кажущийся несомненным объект, или мир, на самом деле — «воспринимается» как виденье, слушание, осязание, вкус или обоняние.

Итак, какова на самом деле природа восприятия? 

Природа Восприятия – от Ума к Чистому Сознанию.

Кто или что есть То, что знает или осознает переживание или восприятие?

Спроси себя: «Какая связь между восприятием и знанием о нем?»

Посмотри, сможешь ли ты обнаружить эти два элемента в своем опыте: один, воспринимающий, и второй, знающий об этом. Или, восприятие и знание о нем – это одно и то же переживание?

Таким образом, рассмотри, что переживание фактически не разделено на два основных ингредиента. Оно не содержит одну часть, которая знает и другую, которая знаема.

Оно по сути своей не делится на объект или субъект.

Мы не найдем восприятие и того, кто знает о восприятии. Мы видим, что восприятие создано из опытов переживания восприятия, но восприятие и знание о нем являются по сути одним.

Другими словами, восприятие соткано из чистого Сознания.

В своем воображении протяни руку и попробуй прикоснуться к тому, из чего состоит восприятие. Попробуй прикоснуться к тому, из чего возникает зрение, слух, вкус, осязание или обоняние!

Все что мы можем обнаружить, понять или пережить на опыте – все это является знанием об этом. На самом деле, мы даже не найдем знание об этом, так же как в предыдущем исследовании мы не нашли восприятие мира.

Все, что мы способны обнаружить — это Чистое Сознание.

Свет чистого сознания.

Чем является ТО, что находит, знает или осознает это чистое Сознание? Является ли Сознание знаемым чем-то другим, кроме самого себя? Нет. Сознание осознает себя. Это чистое Сознание: или « Осознанность»: никогда не знает, не осознает и не входит в отношения ни с чем кроме Себя Самого.

По этой причине я называю его Чистым Сознанием. Это Сознание, которое не заражено ни малейшим следом субъективности или объективности. Оно не знает ничего кроме себя самого. И имя, которое чаще всего дается отсутствию объекта или другого, или отсутствию разделенности или дуальности, — это красота и любовь.

Не знать кажущийся объект как «объект» это переживание Красоты.  Не знать кажущегося другого как «другого» — это переживание Любви.

Красота и Любовь не могут быть ограничены одним или двумя объектами или людьми; они являются природой ВСЕХ переживаний. С точки зрения Осознанности или Чистого Сознания, которое является единственной реальной точкой зрения, все переживания сотканы из красоты и любви. С точки зрения Осознанности или чистого Сознания, здесь есть только то, что Есть, —  Бытие, Знание, Любовь и только.

С точки зрения Осознанности или чистого Сознания, нет ограниченных объектов или самостей. Только с иллюзорной точки зрения воображаемого ограниченного «Я»,  они переживаются как ограниченные объекты или личности. С точки зрения Осознанности или чистого Сознания есть только бесконечное, неизменное Бытие,  а все кажущиеся ограниченными объекты или самости состоят из нее.

 «Если очистить двери восприятия, все сущее предстанет перед нами так, как есть — в своей бесконечности. А пока человек смотрит на все через узкие щели своей пещеры – для него все имеет границы».

Когда переживание более не воображается и не ощущается разделенным на два: на субъект, называемый «Я» внутри тела/ума, и на объект, другого или мир, разделенный или созданный из чего-то иного, чем наше бытие, — оно осознается и проживается, как оно есть в реальности. Как бесконечное и неизменное Сознание. Всё, все видимые вещи, сияют светом чистого Сознания.

Как говорят суфии:  «Куда не падет взгляд – везде лицо Бога».

 

Руперт Спира — Учитель недвойственности, живущий в Оксфорде. Его учитель — Франсис Люсилль, учение Кашмирского Шиваизма (Джин Кляйн) и Прямого Пути (Атманада Кришнаменон). Ведет ритриты и встречи по всему миру.

2 Комментариев

  1. Татьяна пишет

    Наконец-то учение этого Мастера нашло свой путь к русскоязычным любителям адвайты! Спасибо!
    Еще бы Франсиса Люсилля кто перевел на благо всех живых существ.
    Через беседы этих мастеров становишься тем самым Пространством восприятия, осознающим себя и рождающим все переживания.

  2. Девять пишет

    Татьяна, я думаю и до Франсиса доберемся) Спасибо.
    Я просто очень-очень люблю Руперта и его поток.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.