Все рубрики, Самоисследование
комментария 3

Пик Надира: психологический кризис как триггер пробуждения

Исследование 161 временных опытов пробуждения показал, что в более чем 23% случаев тяжелый кризис и стресс запустили или сопровождали эти процессы (Тейлор, 2012). Приведены примеры некоторых из этих вызванных кризисом опытов пробуждения, которые иллюстрируют широкое разнообразие задействованного травматического опыта. (Было обнаружено, что тип травмы менее важен, чем ее интенсивность.) Эти временные опыты пробуждения сравниваются с постоянным трансформирующим опытом, вызванным страданиями. Различие проводится между первоначальным сдвигом, включая установление новой эго-системы (что и происходит вследствие постоянного трансформирующего опыта, вызванного страданиями), и вторичным сдвигом, который может произойти после временного опыта пробуждения, когда система эго человека остается в целом нетронутой, но у человека при этом меняется точка зрения или ценности. Обсуждаются возможные причины связи психологического кризиса и опыта пробуждения, исходя из того, что эти опыты нельзя объяснить просто как самообман или психологический защитный механизм. Предполагается, что есть связь между опытом пробуждения вследствие кризиса и разрушением психологических привязок, а также с усилением энергии.

Некоторые люди испытывают мощные длительные позитивные эффекты вслед за периодами интенсивной активации травмы и психологического кризиса. Говоря термином, который ввели Тедески и Калоун (1998), посттравматический рост может включать в себе более позитивные и удовлетворяющие взаимоотношения, более позитивное восприятие себя и отношение к жизни (Фоссе, 2005), возросшее чувство уверенности и компетенции и усиленное ощущение ценности жизни (Cryder, Kilmer, Tedeschi, &Calhoun 2006; Stanton, Bower, &Low, 2006), усиленное ощущение смысла и цели вместе с большей духовной целостностью (Neal, Lichtenstein, &Banner, 1999), а также возросшее чувство ответственности за свою жизнь и больше принятия по отношению к смерти (Kastner, 1998).

Тейлор (2011, 2012а) продемонстрировал, что интенсивный психологический кризис может вызвать в том числе и внезапную и резкую трансформацию – постоянное изменение в сознании и личности. Это было названо вызванный страданием трансформирующий опыт. По своим свойствам эта трансформация подобна посттравматическому росту. Самыми существенными свойствами были увеличение благополучия, обостренное восприятие, чувство связи, улучшение взаимоотношений, менее материалистичный и более альтруистичный подход, больше тишины в уме (то есть меньше случайных или автоматических мысленных диалогов) и ослабление страха смерти. Вызванный страданием трансформирующий опыт могли запустить самые разнообразные кризисы: сильный стресс и потрясение, депрессия, утрата, серьезная болезнь, инвалидность, алкоголизм и встречи со смертью (вследствие болезней или несчастных случаев). Интенсивность кризиса имела большее значение, чем его тип. Почти во всех случаях речь шла об очень сильном и длительном кризисе (Taylor, 2012a).

Подобные результаты получили Миллер и К’де Бака (Miller&C’deBaca 2001) в исследовании, включающем опрос более 50 человек, заявивших о своей неожиданной психологической трансформации. Миллер и К’де Бака назвали эту трансформацию Квантовым Изменением и описали его как «яркую, удивительную, благоприятную и долгосрочную трансформацию» (ст.4), которая может произойти так внезапно, что «накрывает сознание мощнейшей волной» (ст.39). Более половины изученных Миллером и К’де Бака трансформаций произошли в результате глубокого переживания себя несчастным или какой-либо трагедии, например, люди, страдающие от посттравматических последствий насилия в детстве, пережившие тяжелую болезнь, страдающие от глубокой депрессии или пристрастия к алкоголю или наркотикам. (Другие случаи, очевидно, произошли в результате длительной духовной практики или же и вовсе не имели очевидных причин.) В таком контексте квартовое изменение описывают как «момент отчаяния, переломный момент, когда что-то должно уйти – и так и происходит… В результате появляется новая, совершенно изменившаяся личность» (ст.157). Подобные результаты получил и Смит (Smith 2006) в своем исследовании духовной трансформации нации. Он обнаружил, что 47% людей, заявивших о своей духовной или же религиозной трансформации, назвали причиной этих перемен личные проблемы, среди которых болезни, несчастные случаи, утраты, разводы, финансовые трудности и злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Кажется, что единственное существенное различие между вызванным страданиями трансформирующим опытом (или Квантовым Изменением) и посттравматическим ростом состоит в том, что Квантовое Изменение происходит внезапно и резко, а не постепенно. (Учитывая это, возможно, вызванный страданиями трансформирующий опыт можно считать посттравматической трансформацией.)  Многие участники исследования Тейлора (Taylor 2012a) смогли назвать конкретный момент, когда произошла трансформация. Часто это был момент принятия своей сложной ситуации. Например, Участник 1 описал, как, будучи алкоголиком, лечился в обществе АА и ощутил трансформацию в тот момент, когда поделился своей проблемой. Участник 2, который стал инвалидом, пережил подобный сдвиг в восприятии, когда услышал свой внутренний голос: «Отпусти это, просто отпусти. Смотри, как ты держишься. Как ты думаешь, что жизнь пытается до тебя донести?» Участник 3 пережил вызванный страданиями трансформирующий опыт в тот миг, когда она решила, что бессмысленно дальше пытаться изменить свою жизнь, и сдалась.

Опыты Пробуждения

Однако эта статья затрагивает другой потенциально позитивный аспект переживания психологического кризиса, а именно тот факт, что часто это запускает процесс переживания временного пробуждения. Дальше подчеркивается именно временная природа такого опыта. Опыт пробуждения временный по определению (Taylor, 2010, 2012b). Хотя термин вызванный страданиями трансформирующий опыт использовался для обозначения постоянного изменения, в этой статье термин опыт пробуждения вследствие кризиса относится к опыту пробуждения, вызванному психологических кризисом.

Маслоу (Maslow 1964) знал о важности связи между кризисом и личностным или духовным ростом, обозначив это термином переживание в самой низкой точке — надире. С его точки зрения, переживания в пике и в надире не просто противоположны, но тесно, неразрывно связаны друг с другом. Переживание в надире может способствовать самоактуализации; столкновение со смертью, трагедией и травмой может стать важным уроком, который навсегда меняет мировоззрение и характер человека.

Здесь нужно прояснить использование понятия опыта пробуждения вместо более привычного термина «пиковое переживание». Термин, который ввел Маслоу, очень широк и охватывает духовный, мистический опыт, достижение давнишней цели, преодоление трудностей или препятствий, опыт пребывания в потоке, освоение мастерства в какой-либо области, глубокую задумчивость или незабываемые сны (Hoffman&Ortiz, 2009). Понятие опыта пробуждения имеет более конкретное значение, которое ближе к духовному или мистическому опыту. Оно обозначает обострение и расширение осознанности и восприятия человека по сравнению с его обычным состоянием. Это понятие обозначает выход за пределы привычных рамок или фильтров восприятия, свойственных обычному состоянию человека, усиление ясности, откровение и благополучие, переживая которые человек ощущает другой, более глубокий (или высокий) уровень реальности (Taylor, 2010, 2012b). В частности, этот термин получил следующее определение:

Это переживание, меняющее наше состояние, мировоззрение и отношение к окружающему миру, привнося чувство ясности, откровения и благополучия, проживая которое мы осознаем другой, более глубокий (или высокий) уровень реальности, ощущаем гармонию и смысл, и превосходим своё привычное ощущение отделенности от мира. (Taylor, 2012b, ст.74)

Опыту пробуждения свойственны разные уровни интенсивности, которым, в свою очередь, свойственны разные характеристики (Taylor, 2012b). Менее интенсивное переживание пробуждения может выражаться как ощущение повышенной осознанности, большей реальности окружающего мира и ощущения «я есть», «я живой/-а». Переживанию пробуждения средней интенсивности может быть свойственно мощное ощущение того, что всё пронизано – или является проявлением – благостной и сияющей духовной силы, поэтому всё по сути едино; человек может ощутить себя частью этого единства, осознав, что он/она не является отделенным и изолированным эго. Во время высокоинтенсивного переживания пробуждения может показаться, что весь материальный мир рассыпается и становится океаном благостной сияющей духовной силы, которая ощущается как суть вселенной и самого человека; человек может ощутить себя вселенной (Hardy, 1979; James, 1985; Taylor, 2010; Underhill, 1960).

В ходе исследований определили много значительных триггеров таких переживаний. Харди (Hardy, 1979), Ласки (Laski, 1961), Джонсон (Johnson, 1960) и Хоффман (Hoffman, 1992) нашли множество примеров опыта пробуждения, который был вызван окружающей природой, искусством, музыкой и общим расслаблением. Другие исследователи (StringerandMcAvoy, 1992; Fox, 1997; Fredrickson&Anderson, 1999) выяснили, что опыт пребывания в дикой природе может стать причиной духовных переживаний или опыта пробуждения. Ряд исследований показал, что часто такие переживания могут быть вызваны – или, по крайней мере, происходят во время – занятий спортом (напр., Murphy&White, 1995; Parry, Nesti, Robinson, &Watson, 2007) и сексом (Wade, 2000, 2004). ДеМарес и Крайка (DeMares&Krycka, 1998) обнаружили, что встреча с диким животным может спровоцировать опыт пробуждения, а Тейлор (Taylor, 2007) сделал такие же выводы о серфинге. Однако, анализ тысяч подобных переживаний, проведенный Харди (Hardy, 1979) на основе данных Отдела по Исследованию Религиозных Переживаний (Religious Experience Research Unit), выявил, что самым распространенным триггером религиозного переживания были депрессия и отчаяние (18%), а среди других триггеров были красота природы (12,2%), литература, театр, фильмы (8,2%), болезнь (8%) и музыка (5,6%).

Гроф (Grof, 2000) в своем исследовании тоже подчеркнул связь между кризисом и духовным опытом. То, что Гроф назвал духовной чрезвычайной ситуацией – когда нормальная система эго нарушена, и в психике проявляются новые энергии, раскрывая потенциал и делая тем самым возможной трансформацию – часто запускается травматическим эмоциональным опытом, например, утратой «важных взаимоотношений, как в случае смерти ребенка или другого близкого родственника, развода или окончания романа… череда неудач, потеря работы или имущества могут немедленно запустить духовную чрезвычайную ситуацию» (ст.137). Уайт и Браун (White&Brown, 2013) включили в подобный список потенциальных триггеров исключительных человеческих переживаний опыт, которого обычно стараются избегать: Опасность, Смерть другого, Болезнь, Утрата, Психоз, Отвержение. Психолог Питер Чедвик (Chadwick, 2010) привел очень понятный пример опыта пробуждения вследствие кризиса:

Я опустился на самое дно. Живя в однокомнатной квартирке в Хэкни, Восточный Лондон, я был совершенно один, без гроша в кармане, без работы, я чувствовал, что меня презирают и ненавидят, у меня не было будущего, зато было ужасающее прошлое. В какой-то момент будто открылся портал, и меня накрыло с головой позитивным, эйфорическим духовным переживанием. Как будто я – пустой сосуд, который наполняют Божественным Светом. Преступления многих моих преследователей быстро стали незначительными. Ненависть обернулась любовью, гнев и желание мести обернулись прощением. Из всеми презираемого червя я стал проводником Господа Всемогущего! Эмоции гнева, страха и секса полностью отключились; бесчестные агонии моего прошлого были забыты. Я как будто родился заново. (ст.67)

В исследовании Тейлора (Taylor, 2012b), касающемся опыта пробуждения, был собран 161 доклад о таком опыте, главным образом путем онлайн-опроса. В опросе говорилось:

У вас когда-то был опыт пробуждения? Это могло быть переживание, когда всё вокруг показалось ярче и реальнее, когда вы ощутили связь с окружающим миром и глубокое чувство благополучия внутри. Или, возможно, вы ощутили гармонию и смысл, пронизывающие мир, даже какой-то дух или силу, пронизывающую всё на свете, ощутили единство всего сущего и себя как часть этого единства. После этого переживания у вас могло остаться чувство, что всё хорошо, что в жизни больше смысла и благости, чем вы думали. Если у вас был подобный опыт, пожалуйста, свяжитесь со мной.

Кроме того, ряд таких опросов был проведен на курсах и семинарах. Например, я три семестра преподавал взрослым Позитивную Психологию в вечерней школе при Манчестерском Университете. Во время занятия, касающегося пиковых переживаний, студентам нужно было написать о самом мощном переживании такого рода, которое они испытали. Многие сдали отчеты именно об опыте пробуждения, а не о многих других возможных пиковых переживаниях. Большинство отчетов – более 75% – были написаны женщинами. Однако, учитывая, что семинары и курсы посещало много женщин, этого недостаточно, чтобы делать какие-то существенные выводы.

Перевод выполнен специально для «Девять» с разрешения автора.

Пик Надира, читать часть вторая, часть третья, часть четвёртая

Стив Тейлор — известный спикер и автор бестселлеров, духовный учитель и трансперсональный психолог, профессор психологии в Университете Лидс Беккет. www.stevenmtaylor.com
Экхарт Толле описывает его работу как «важный вклад в сдвиг сознания, который происходит на нашей планете в настоящий момент».

3 Комментариев

  1. Отзыв: Пик Надира: психологический кризис, как триггер пробуждения. Четвёртая часть. — Девять, вечность и еще один день…

  2. Отзыв: Пик Надира: психологический кризис, как триггер пробуждения. Третья часть. — Девять, вечность и еще один день…

  3. Отзыв: Пик Надира: Психологический кризис как триггер пробуждения. Вторая часть. — Девять, вечность и еще один день…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.