Все рубрики, Самоисследование
комментария 2

Пик Надира: Психологический кризис как триггер пробуждения. Вторая часть.

В ходе исследования Тейлора производился тематический анализ (Creswell, 2007) записей с акцентом на очевидных триггерах или контексте, в котором они происходили, а также учитывая, были ли они спонтанными или запускались сознательно. Осознавая, что предубеждения исследователя могут повлиять на анализ докладов, ученые попытались исключить или отграничить любые концептуальные интерпретации данных во время их рассмотрения (Moustakas, 1994; Creswell, 2007). Одно из возможных предубеждений касалось взаимосвязи периодов сильного психологического кризиса и личностных трансформаций, что было предметом предыдущего исследования. Поскольку эта связь была очень сильной, существовала вероятность преувеличить её. Когда во время тематического анализа стало очевидно, что психологический кризис был главной темой, записи были еще раз исследованы на предмет проверки валидности этой интерпретации. Однако в большинстве случаев анализ содержания был вполне прямолинеен, так как участники описывали свой опыт прямо и ясно, так что триггеры и контексты были вполне очевидны. (В то же время, этот тематический анализ был бы более валидным, если бы его прошел посторонний человек, или если бы результаты оценивались изначальными участниками или же с помощью таблицы резонансов.)

Результаты этого анализа показали, что, как и в исследовании Харди, наиболее часто триггером выступал психологический кризис (23,6%). Другими важными триггерами были взаимодействие с природой (18%), медитация (13%) и просмотр искусства или прослушивание музыки (например, танец, музыка, спектакль; 13%). Другими менее значительными триггерами были участие в творческих выступлениях, занятия спортом, чтение духовной литературы, секс и молитва. В Таблице 1 подбиты итоги исследования.

Таблица 1. Очевидные триггеры, запускающие опыт пробуждения
Триггер/причина Количество случаев

(N=161, один доклад на человека)

Психологический кризис (например, стресс, депрессия, утрата) 38 (23,6%)
Природа 29 (18%)
Медитация 21 (13%)
Просмотр искусства или прослушивание музыки (например, танец, музыка, спектакль) 21 (13%)
Состояния нарушения гомеостаза (резкие физиологические изменения) 17 (10,6%)
Участие в творческих выступлениях (например, игра на музыкальных инструментах, танцы) 7 (4,3%)
Занятия спортом (например, бег, плавание) 7 (4,3%)
Чтение духовной литературы 4 (2,5%)
Секс 3 (1,9%)
Молитва 3 (1,9%)
Никакого ярко выраженного триггера 11 (6,8%)
Источник: Taylor, 2012b

Примеры из Исследования

В этом разделе представлены несколько примеров пробуждения, запущенного кризисом, взятых из исследования Тейлора (Taylor, 2012b). Когда речь идет о составленных участниками отчетах о своем трансформационном опыте, нужно принимать во внимание конструкцию рассказа. Теоретики нарратива Сарбин (Sarbin, 1986) и Брунер (Bruner, 1991) предположили, что сам импульс структурировать хаотичный человеческий опыт, описывая его в рассказе, фундаментален для человеческой природы. Люди накладывают канву нарратива на различные события – или пересказывают их – чтобы привнести в этот опыт больше согласованности и помочь сформировать чувство идентичности. Опыту придается смысл, чтобы его было легче осмыслить и понять (Brennan, 2001). Исследования показали, что создание нового самоощущения может помочь человеку выжить и пройти через травматический опыт; например, Аллен (Allen, 1999) предположил, что для того, чтобы пережить травму, человеку нужно создать новый образ себя. Часто он создается на замену предыдущего образа себя, который оказался под угрозой или был уничтожен вследствие травмы. Травма может угрожать или уничтожить базовые представления человека о себе и об окружающем мире, о своих ролях и психологически значимых занятиях в жизни, и может привести к ощущению потери контроля над своей жизнью (Janoff-Bulman, 1992).

Чтобы пережить травму, человеку нужно заново обрести чувство согласованности и контроля над своей жизнью. Ему нужно создать смысл, переписав историю своей жизни и таким образ создав нового себя. Согласно Тейлору (Taylor, 1983), это включает три базовых элемента: смысл, мастерство и саморазвитие. Можно проследить, как это соотносится с отчетами о трансформационных опытах, вызванных страданиями. Можно предположить, что ощущение новой личности, о котором сообщали пережившие трансформационный опыт, вызванный страданиями (Taylor, 2011; 2012а) происходит не так из формирования новой психологической структуры (системы эго), как из создания новой истории своей личности в ответ на потерю контроля и привычной идентичности. (В таком случае для оценки валидности информации в отчете важны наблюдения близкого окружения, например, друзей и родственников.)

Однако, это реже касается отчетов о временном переживании пробуждения просто потому, что там не нужно создавать историю о трансформации и о новом чувстве себя. Это в большей мере случайные, отдельные переживание, а не часть большей истории. Поскольку это был неофициальный исследовательский проект и участие в нем было совершенно добровольным и не предусматривающим прямого контакта с исследователем, кроме как через приглашение, можно предположить, что на предоставленную участниками информацию не влияли такие факторы, как социально приемлемое смещение или желание соответствовать ожиданиям исследователя (McBurney, 1994). Поэтому можно предположить, что следующие отчеты о переживании пробуждения достаточно достоверны.

По сравнению с опытом пробуждения, вызванным страданиями – который, как говорилось ранее, обычно происходит после длительного периода тяжелого кризиса – временное переживание пробуждения может быть вызвано сравнительно короткими и легкими кризисами. Например, Участник 4 рассказал об опыте, который случился у неё в 15 лет летом на каникулах в Уэльсе. Поздним вечером, возвращаясь домой с пляжа, она очень сильно поссорилась с матерью, вследствие чего почувствовала гнев и фрустрацию. Проблемы, о которым они спорили, казались неразрешимыми. Вот как она сама это описала:

Вместо того, чтобы идти по дороге вместе с мамой и сестрой, я пошла одна по пляжу, параллельно дороге, по которой шли они… Внезапно я ощутила в себе невыразимое спокойствие. Случилось что-то удивительное. Я почувствовала, как будто больше ничего никогда меня не расстроит. Мир был прекрасен. Я всю жизнь ищу это ощущение, потому что теперь я знаю, что оно есть.

Подобно этому, Участник 5 рассказала, как в 17 лет она была расстроена разрывом отношений с парнем. Она долго плакала, пока не уснула. На следующее утро она проснулась с ощущением спокойствия и удовлетворения, которые никогда не чувствовала прежде. Вот как она это описала:

Я была невероятно счастлива и чувствовала огромную любовь ко всему. Это было очень сильное чувство, который я никогда больше не испытывала с такой силой. Оно очень контрастировало с отчаянием, которое я испытала ночью. Я ощущала себя наполненной любовью и состраданием. Моя спальня выглядела ярче и четче, и я помню, что просто касалась вещей в комнате, ощущая сильнейшую связь со всем вокруг. Я осознавала, что не хочу, чтобы это чувство проходило. Но, к сожалению, оно длилось недолго.

Однако, переживание пробуждения может произойти и после более длительного и тяжелого кризиса, не переходя в постоянное состояние. Например, Участник 6 описала переживание пробуждение, вызванное разрушением её брака.

Мой брак разваливался, и я была в состоянии стресса и отчаяния. Я позвонила ректору моей церкви и попросила о помощи. Он всё слушал и слушал, как я открывала ему своё сердце, а потом сказал: «Ты заявляешь о своих правах!» Я в ужасе переспросила: «Разве?», даже не зная, что он имел в виду. Его голос был совершенно бесстрастным, в нем не было ни позитива, ни негатива. Я боялась худшего! Я почувствовала вращение в голове, и моя макушка как будто бы открылась, и я почувствовала единство со вселенной. Какое-то время между нами царила тишина, но я чувствовала, что Он (Бог) все еще здесь. Я положила трубку и пошла в кухню. Когда я увидела, сколько времени я простояла у телефона, я была очень удивлена: мне казалось, прошло от силы минут 10, на самом же деле прошло полчаса.

Дальше Участник 7 рассказывает о своем опыте пробуждения, который произошел после длительного периода фрустрации и депрессии:

Я был несчастен. Можно сказать, у меня была депрессия. Я разбил машину. Я ненавидел свою работу. Я ненавидел свой внешний вид. Я был слишком амбициозен… Я и правда видел себя жертвой жизненных обстоятельств.

В тот день я вывел на прогулку своих двух собак, чтобы подышать свежим воздухом. Я постоянно так делал. Тогда было около 12 дня. Был прекрасный день. Небо было голубым. Дул легкий прохладный ветерок, а солнце делало свой дело и посылало нам свои лучи (бесплатно!). Я спустил собак с поводка, чтобы они побегали вокруг. И в тот момент я вдруг понял, что смотрю на дерево. Самое обычное дерево – даже не лучший образец дерева, я бы сказал. Но я смотрел на него. Впился в него взглядом. А потом произошел какой-то сдвиг. Как будто щелкнул выключатель. И вдруг дерево стало самым прекрасным, что я когда-либо видел. Оно засияло новыми цветами. Но это еще не всё – я стал един с деревом. Настолько, что меня уже не было. Было только единство всего! Я увидел единство жизни. Моя личность со всеми её страхами, амбициями, целями растаяла как лед в пустыне. И всё, что я мог делать в тот момент, — это смеяться…

Мне казалось, что мне открыли тайну жизни. Или, по крайней мере, рассказали секрет, о котором больше никто не знал… То, что я почувствовал, глядя на дерево, можно назвать любовью.

Пик Надира, читать часть первая, часть третья, часть четвёртая

Стив Тейлор — известный спикер и автор бестселлеров, духовный учитель и трансперсональный психолог, профессор психологии в Университете Лидс Беккет. www.stevenmtaylor.com
Экхарт Толле описывает его работу как «важный вклад в сдвиг сознания, который происходит на нашей планете в настоящий момент».

2 Комментариев

  1. Отзыв: Пик Надира: психологический кризис как триггер пробуждения — Девять, вечность и еще один день…

  2. Отзыв: Пик Надира: психологический кризис, как триггер пробуждения. Четвёртая часть. — Девять, вечность и еще один день…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.