Все рубрики, Самоисследование
Оставьте комментарий

Ответственность Учителя

Женщина в зале: Я бы хотела спросить у вас о любви… Я, по правде говоря, только прикоснулась к изучению не двойственности. И всё началось с психотерапевта, который в некотором роде, был обучен не двойственности, но я об этом не знала в то время, и пришла к нему, чтобы поговорить о процессе переживания скорби, в котором я пребывала. И у меня случился опыт пробуждения, пробуждения любви, соединения с моей истинной природой. И я полагаю, что у этого человека есть безупречные границы и не думаю, что здесь были какие-то риски, но благодаря этому переживанию опыта любви, я продолжаю чувствовать себя живой, и сейчас я учусь…после того как случилось это переживание, я учусь как находиться в этом. Но мой вопрос касается того, что…мне кажется, когда я в соединенности со своей истинной природой, там нет никакого чувства недостаточности. И там нет никакого сопротивления. Я чувствую, что моя жизнь действительно поменялась…за исключением моих отношений с учителем. В них есть преданность и благодарность … но есть также тоска, которую я чувствую, когда эти отношения отсутствуют. Мне кажется, я использую плодотворно время, проведённое с ним, и после стараюсь привносить то, что мне открывается в этих отношениях в мою повседневную жизнь, но есть одна сфера (и сейчас я прозвучу несколько драматично), в которой остаётся страдание, это ощущается так, будто мое сердце страстно тоскует по этим отношениям. Я говорила с ним об этом, рефлексируя о себе. Я вижу себя так ясно в этих отношениях, это также немного отвлекает …и я подумала, возможно, вы сможете немного поговорить об отношениях учителя-ученика и об этом качестве любви, преданности…насколько это совпадает или отличается от других отношений?

Руперт: Задача учителя состоит в том, чтобы освободить нас от зависимости от объектов или людей для достижения покоя и счастья. Поэтому учитель, который более или менее явно побуждает нас или своими словами, или обычно своим поведением, стать преданным ему, зависеть от него, на самом деле посылает нам двойное послание. Я так часто вижу это — людей, которые фанатично преданы своим учителям, чьё счастье и покой зависит от них. Причем, даже больше, чем у большинства тех, кто не интересуется подобными вопросами. И я вижу, как учителя отрицают это на словах, тогда как своим поведением поощряют такой культ, такое поведение учеников. И все это во имя освобождения. Как вы думаете, может ли поклонение человеку вести вас к освобождению от зависимости к объектам, вести вас к счастью? Не обманывайте себя – это невозможно. Истинный учитель возьмет вашу преданность и очень мягко, но абсолютно точно, обернёт её от себя и перенаправит к её источнику.

Женщина: Мне кажется, что в этих отношениях я сама могу быть барьером… Я не уверена, что есть что-то такое, прямо или косвенно…

Руперт: Теперь вы защищаете своего учителя (смешок женщины). Вам не нужно это делать, потому что я не обвиняю его ни в чем, я не знаю даже кто это и, пожалуйста, не говорите мне (смех в зале). Потому что тогда наш диалог усложнится, потому что я не люблю комментировать других людей. И здесь нет ничего личного, я не говорю о конкретном человеке, я говорю об определенном типе отношений. Я понимаю ваше желание взять на себя ответственность за свою проекцию, но, тем не менее, учитель причастен к этому. Когда мы выбираем учителя, мы открываемся ему с большим доверием. Мы уязвимы и у учителя есть большая ответственность, не воспользоваться этим, — доверием и уязвимостью. Это неизбежно, практически во всех случаях, что мы проецируем наши надежды на учителя. Практически всё, что происходит до встречи с учителем, опускает нас на землю. Наши родители не смогли предоставить нам счастье, в котором мы нуждались. Наши школьные учителя, товарищи, партнеры, наши мужья или жены, наши дети, наша работа, ничего из этого не смогло обеспечить нас счастьем, к которому мы стремились. И тут появляется учитель …наш последний шанс. И мы вкладываем все наши представления и надежды в учителя. Это неизбежно. Поэтому у учителя есть ответственность. И если кто-то ставит себя в положение учителя, он должен принять эту ответственность. Недостаточно и на самом деле просто лицемерно говорить, что это не имеет никакого отношения ко мне, что просто так ведут себя мои ученики, они проецируют это на меня, так себя ведут по отношению ко мне, но я здесь не при чём. Это лицемерие. Возьмем, к примеру, компанию, обычную компанию. Если там будут проводиться нечестные и мошеннические транзакции, а после назначат расследование… то директор не в праве сказать, что «это не имеет ко мне никакого отношения, я ничего об этом не знал». В том и состоит обязанность директора: знать об этом. Если в школе происходит травля, директор школы не в праве сказать: «я ничего об этом не знаю, так себя ведут ученики». Это ответственность директора или директрисы школы. И если вы ставите себя в подобное положение: руководителя, главы института, директора школы, учителя, то по определению это становится вашей ответственностью. И если вы не готовы взять на себя эту ответственность, то вы не годитесь для этой работы. Ответственность лежит на учителе, а не на ученике. Потому что ученик приходит невинным, открытым, доверчивым… И мы все знаем истории, когда этим доверием злоупотребляют, физически, эмоционально, сексуально, финансово… И я сейчас не говорю о том, что это происходит в вашем случае, это может быть выражено так же очень тонко, в этой тонкой зависимости от учителя.

Женщина: Я читала просто в одной из ваших книг об этом…и слова, которые употреблялись, они разжигали во мне…не просто любовь внутри этих отношений, а любовь внутри меня. И это немного похоже…я ощущаю себя как тот мотылек, который летит на пламя…

Руперт: Пламя это не ваш учитель…пламя — это вы. И учитель должен сделать это очень ясным. Это невозможно, в конечном итоге это невозможно быть преданным личности…объекту. Если вы преданы личности или объекту, вы остаетесь в позиции субъекта, который отделен от того, кому он предан. Преданность другому, как объекту, просто усугубляет чувство отделённости у субъекта переживания. И поэтому здесь нет никакой преданности.

Женщина: Мне кажется, это страдание…которое я переживала. Я чувствую, что страдание не соответствует тому, как я знаю себя… Мне кажется, что страдание это сигнал, что…

Руперт: Вы абсолютно правы, страдание — это сигнал. Очень хорошо, что вы осознаете это. Страдание — это сигнал, что вы направляете вашу любовь на объект. Преданность, так же как и внимание, это осознанность, направленная на объект. Преданность — это любовь, направленная на человека. Задача учителя здесь, с любовью развернуть эту преданность и направить её обратно к своему источнику. Я однажды говорил с Франсисом, мы говорили с ним о близких отношениях. И он сказал тогда мне, что в по-настоящему близких отношениях не может быть никакой иерархии. Мы говорили про обычные близкие отношения между людьми. В истинной близости не может быть никакой иерархии. И потом он посмотрел на меня, и я никогда не забуду этот его взгляд…и сказал, Руперт, это истинно и в отношениях между учителем и учеником. Чтобы настоящая дружба развивалась, не может быть никакой иерархии. И мои отношения с Франсисом начали меняться с того дня, потому что до этого я был как вы. Когда я встретил Франсиса, он для меня был воплощенным Богом, он стоял очень высоко на пьедестале, и, конечно же, я, маленький ученик, был далеко внизу. И он очень нежно, но совершенно бескомпромиссно не позволял происходить ничему, что поддерживало бы эту проекцию, хотя он видел её во мне и с большим уважением относился к моей большой преданности, равносильной моей преданности Истине. Он был нежен со мной, но вместе с тем очень квалифицирован и поэтому не потребовалось много времени, чтобы эти отношения между верхом и низом выровнялись и превратились в отношения любви и дружбы. От этого не стало меньше любви или уважения, но это было взаимно, мы могли разделить это друг с другом. Поэтому…я не критикую вашу любовь к учителю, это прекрасно, и я поддерживаю это, и, я надеюсь, что это взаимно у вас. Но я критикую зависимость вашего счастья от учителя. Вы правы, здесь есть страдание, в этой тоске по тому, чтобы пребывать в его или ее присутствии. Это страдание — сигнал, и хорошо, что вы, очевидно, распознаете этот знак. Это знак, что вы позволили вашей преданности зацепиться за объект, и это никогда не принесет вам счастья, к которому вы стремитесь. Вы должны это отпустить. Это не означает отказаться от любви, но вы должны отпустить проекцию. И я бы предложил, что одна из обязанностей учителя состоит в том, чтобы способствовать развороту этой проекции, нежно, быстро и результативно.

Женщина: Благодарю.

Руперт Спира — Учитель недвойственности, живущий в Оксфорде. Его учитель — Франсис Люсилль, учение Кашмирского Шиваизма (Джин Кляйн) и Прямого Пути (Атманада Кришнаменон). Ведет ритриты и встречи по всему миру.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.