Все рубрики, Самоисследование
комментария 4

Личностное развитие и просветление: в чем разница?

Большая часть работы на духовном пути заключается в совершенствовании персонажа, что мы и называем личностным развитием. Из разочарованности собой и жизнью мы вступаем на путь, воспринимаемый как духовный. Поначалу мы пытаемся изменить других, после чего наступает длительный период работы над собой. Мы проходим все возможные тренинги личностного роста и пропускаем через себя тонны книг о самопомощи. Мы погружаемся в мир чакр, йоги и становимся вегетерианцами. Спустя несколько лет мы выходим на глубинный уровень серьезных практик медитации, ритритов, шаманских практик измененного разума и других.

Весь духовный поиск основывается на неудовлетворенности тем, чем мы являемся и что мы чувствуем в настоящий момент. Это поиск облегчения, решения беспокоящих нас вопросов. Мы втайне ощущаем, что этим решением будет то, что называют просветлением.

На самом деле мы не знаем, что такое просветление, но думаем, что это  искоренит всю нашу неудовлетворенность. Мы стараемся набраться как можно больше знаний, осознаний, стремимся стать менее реактивными и более осознанными. Мы думаем, что чем больше духовных практик пройдено, чем больше знаний получено – тем больше шансов достичь просветления.

Само словосочетание «личностное развитие» подразумевает некую проработку личности – персонажа из сна, который работает над собой во сне, снящемся Сознанию.

Просветление же – это осознание того, что нет никакого персонажа, что мир, внутренний и внешний,– не более чем проекция. Нечего достигать в будущем, всё уже сейчас совершенно, как оно есть.

Конечно, для снящегося персонажа личностное развитие – это единственное, что он может сделать, чтобы облегчить свой дискомфорт. Просветление во сне не искоренит нашу неудовлетворенность. Просветление в состоянии сна, как и любой сон, происходит в воображении. Личностный рост и просветление личности – это лишь некие возможности Сознания замаскировать себя в состоянии сна, чтобы познавать себя в бесконечном разнообразии.

Снящийся персонаж никогда не пробудится, его просто нет вне сна. Просветление – это растворение персонажа с окончательным пробуждением ото сна. Здесь нет даже того, кто пробуждается. Сон просто перестает проецироваться, и просветление, само Сознание, обнаруживает самого себя.

Потом сон снова воссоздает себя и снящийся персонаж продолжает свое существование, но уже в осознанном сне. Персонаж сна, все его приключения и проблемы уже не воспринимаются всерьез. Усилия личностного роста рассыпаются. Усилия по улучшению Себя или по исправлению обстоятельств рассыпаются. Усилия по достижению духовных переживаний, инсайтов, откровений и самого просветления исчезают. Единственное, что остается, –  это радость исследования.

Представьте, что вы видите осознанное сновидение. Будет ли вас огорчать потеря работы или пожар в доме? Осознанность во сне дает вам различные перспективы. Речь не идет об избавлении от страданий, здесь нет страданий вовсе. Боль может быть частью сна, если вам, например, наступают на ногу, или если вы переживаете потерю любимого.  Страдание же является частью неосознанного сна, в котором вы полностью идентифицированы со снящимся персонажем и его болью.

Ясность – это способность Сознания находится во сне снящимся персонажем, и в то же время осознавать себя как того, кому сниться сон, и вместе с тем являться самим сном.

Ясное осознание – это и есть просветление, но оно не свойственно личности, снящемуся персонажу, это свойство самого Сознания. Когда Сознание готово взглянуть глубже, сквозь персонажа, мы видим проблески истинной природы бытия. Когда Сознание готово смотреть сквозь персонажа через завесу сна, мы получаем откровения и духовные состояния, которые выводят нас на новый уровень восприятия.

Здесь не к чему стремиться. Мы не существуем отдельно от Сознания, мы есть само Сознание. Чтобы осознать это, не нужно никаких усилий с нашей стороны, только продолжать жить как есть, занимаясь личностным ростом или нет. Когда приходит время, сон раскрывается перед своими собственными глазами…

Елена Нежински — проводник в no-self, основатель сообщества «Liberation Unleashed».

4 Комментариев

  1. Alexey пишет

    В статье говориться не об окончательном просветлении, а о пробуждении сознания от сна двойственности субъекта и объектов. Это еще не просветление, а лишь половина пути к нему. Действительно, для пробуждения сознание должно обнаружить весь мир (включая персонажа), как свое содержание. Это содержание невозможно отделить от сознания, а потому сознание всегда содержит в себе переживания. Без какого-либо содержания сознание прекращается и наступает глубокий сон. Дело в том, что содержание — это движение сознания, без которого сознание останавливается, замирает и впадает в паралаю. Но при этом среди содержания обнаружить сознание также невозможно. Такова, казалось бы, противоречивая суть сознания — оно есть во всем, но его нет среди всего. Или сознание есть в переживании, но его нет в наличии. У сознания есть неотделимое от него движение, но среди движения не обнаружить самого сознания.

    Получается, пробуждение происходит, когда персонаж перестает считаться основным действующим лицом (субъектом) и осознается, как одно из содержаний сознания (объектом). Тогда на первый план действия выходит сознание, которое больше не заслоняется персонажем, и происходит узнавание человеком себя, как сознания. А все содержание сознания без дополнительных усилий ощущается, как неотделимая от сознания часть. Страдания при этом нет не потому, что все содержание не настоящее, — еще какое настоящее, достаточно стукнуть себя палкой по голове, чтоб убедиться. А потому что среди всего содержания больше нет другого, все является собой. Это как прикусить губу — боль есть, а страдания нет. Боль прошла — виноватых не осталось, обиды нет, душевных мук нет, никто больше об этом не вспоминает, разве что ради посмеяться.

    Для достижения этого недвойственного состояния приходится работать над собой, совершать усилия, чтобы отодвинуть персонажа на второй план. Поэтому такая недвойственность еще называется «самадхи с усилием» (савикальпа самадхи, сатори). Персонаж стремиться вернуться на свое прежнее место. Поэтому это состояние не длится долго. Усилия достижения состояния прекращаются, и происходит постепенный и незаметный откат в двойственность (как осознанное сновидение незаметно перетекает в неосознанное). Конечно, человек после этого помнит о своих переживаниях и может по памяти красиво их описывать, но признаться себе и окружающим, что состояние утрачено, не в интересах персонажа.

    Получается, что для достижения недвойственности не нужно растворять или еще как-то издеваться над персонажем. Достаточно осознать себя сознанием, а не персонажем, и пробыть в этом понимании некоторое время. Вся остальная недвойственность раскроется сама.

    Но просветление — это не просто пробужденное сознание, это еще и обнаружение источника этого пробужденного сознания, обнаружение той непреходящей основы, которая знает о том, что пробужденное сознание имеет место быть. В контексте этой основы сознания говорят о чистом сознании, как об отдельной от содержания сознания сущности. Но сознание не может быть без своего содержания, оно тогда перестает знать себя и становится буквально не-знанием себя. А это уже не столько сознание, сколько чистое запредельное сознанию бытие. Это бытие невозможно осознать, так как оно находится до возникновения самого сознания.

    И все же дотянуться до этой основы можно. Для этого нужно в медитации смотреть на само сознание, на чувство своего присутствующего существования. И если персона предварительно была достаточно далеко отодвинута на второй план, а знание себя сознанием твердо присутствует на первом плане, то вслед за паралаей сознания происходит узнавание основы. Что по сути является смертью всех производных этой основы — и сознания, и его содержания (нирвикальпа самадхи). Это состояние так и переживается буквально, как смерть. Сознание возвращается в свой источник и растворяется в нем. Это не просто остановка сознания (паралая или глубокий сон), а буквально его исчезновение.

    После такой медитации сознание возвращается из источника и снова разворачивает все свое содержание, включая персону, как оперативный центр. Но при этом уже не утрачивается присутствие того знания, что никакой жизни сознания, мира и персоны никогда и не было. Была и есть лишь одна единая основа. А все остальное — лишь нереальная греза. Это и есть окончательное просветление (сахаджа самадхи). Поэтому просветление — это не «растворение персонажа с пробуждением ото сна», а обнаружения себя, как до-сознательного источника сознания, через растворение сознания вместе со всем его содержанием.

  2. Дхарма пишет

    угу…точно…и все это просветление сознание….а это в свою очередь только начало…ибо истинное просветление предполагает полную трансформацию и реализацию светового тела на уровне физики. вообще то это просветление )) а все что до этого, это всего лишь предисловие.

  3. Сергей Б. пишет

    Мне статья очень понравилась: тема раскрыта, слова и выражения подобраны хорошо. Тем, кто хочет выразить это в 84000 способах — просто практиковать Праджня Парамиту (см.Сутру сердца она же сутра Запредельной мудрости) и Cūasuññata Sutta (Короткая сутра о пустотности, перевод Д.Устьянцева).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.