Healing Arts, Все рубрики
комментарий 1

Йога Шекспира

Почему работы Уильяма Шекспира остаются популярными во всем мире протяжении столетий?

Потому что его пьесы отражают состояния человечества. Страстные диалоги, поэтические монологи и тишина,беззастенчиво проявляющая эмоции, вопросы и драмы спустя более четырех веков по-прежнему актуальны.

Гамлет Шекспира говорит актерам: «Сообразуйте действие с речью, речь с действием, при этом  особенно следите за тем, чтобы не переступать естественной простоты; ибо всё, что  так преувеличено, противно назначению лицедейства, чья цель как прежде, так  и  теперь  была  и есть — держать зеркало перед природой.» (пер. Лозинского)

Другими словами, цель театра – стать зеркалом для человечества, а работы актера в том, чтобы сделать диалог правдоподобным. Пьесы Шекспира показывают то, в чем мы по-прежнему нуждаемся и что хотим услышать.

В чем же связь с йогой, спросите вы?

Сообразуйте действие с речью, речь с действием, при этом особенно следите за тем, чтобы не переступать естественной простоты; ибо всё, что так преувеличено, противно назначению лицедейства, чья цель как прежде, так и теперь была и есть — держать зеркало перед природой

Многие из нас приходят к йоге из-за ноющего чувства беспокойства внутри. Будь то желание похудеть, найти баланс, достичь просветления, испытать радость или снять напряжение, мы приходим к йоге, желая обрести спокойствие ума и благополучие.

Каким образом йога делает нас здоровее, счастливее и дает возможность научиться жить по-другому?

Ответ можно найти в «Йога-сутрах» Патанджали. Написанные тысячи лет назад сутры затрагивают философские темы, объясняющие, как практиковать йогу, и как она работает. Сутры учат пути переживания жизни такой, какой она есть, не отождествляясь с суждениями ума, проекциями, драмами и размышлениями.

Физическая практика йоги помогает развить равновесие в непредсказуемых жизненных поворотах, которые Гамлет называет пращами и стрелами яростной судьбы. Целью практики асан является чувство стабильности и расслабления. Сутры говорят: «Сделайте асану устойчивой и приятной — и все дуальности исчезнут.»

Золотая нить сутр — растворение дуальностей, и это именно то, что Шекспир воссоздает на сцене. Дуальность (двойственность) означает веру в то, что всё в жизни существует в оппозиции к чему-то, убеждение, что есть две стороны в каждой истории. Однако истина в том, что в каждой истории всегда есть более чем две стороны. Каждый раз, когда вы думаете, что есть только это или только то, вы создаете дуальность. Каждый раз, когда вы начинаете думать в рамках «я» против «нее», вы видите только две опции вместо великого простора того, что есть.

Возьмите, к примеру, жар и холод. Мы называем их противоположностями, но это не так: они являются разными переживаниями. Есть различные степени холода и тепла, и теплое для одного может обжечь другого. Вместо двух вариантов есть миллиарды возможностей. Когда мы забываем обэтом и фокусируемся на дуальностях, это убеждение ограничивает нашу жизнь, счастье и способность видеть реальность такой, как она есть.

Идея противоположностей создает противопоставление там, где есть связь. Холод и жар не противоположны,они соединены. Тоже самое относится к свету и тьме. И это также верно для того, кем вы есть. Можно думать о себе как о физическом существе, как о вселенной, как о чем-то ином, ведь конечная жизнь противоположна вечному сознанию. Это и есть дуальность, и, согласно философии йоги, она не реальна. Слово «йога» происходит от санскритского слова «соединение», которое ссылается на единство того,кем мы есть, с тем, что вечно. Йога — это переживание единства, не разделения.

Гамлет говорил: «Нет ничего ни хорошего, ни плохого, это размышление делает всё таковым

Когда вы думаете в дуальных терминах «хорошего» и «плохого», это ведет вас к противопоставлению «меня» и «кого-то». Вы можете начать беспокоиться, что если другой получит нечто, вы не получите то, что вам нужно. Двойственное мышление создает оппозицию, а не гармонию. Вот как культура создает «другого», и как возникает предубеждение: ты отличаешься от меня.

В «Венецианском купце» Шекспир раскрывает тему двойственности, изображая противостояние евреев и христиан в Италии 16-говека:

«Я еврей. Да разве у еврея нет глаз? Разве у еврея нет рук, внутренних органов, частей тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же пища питает его, не то же оружие ранит его, не те же болезни поражают его, не те же средства лечат его, не так же знобит зима, не так же греет лето, что и христианина? Когда нас колют, разве из нас не течет кровь? Когда нас щекочут, разве мы не смеемся? Когда нас отравляют, разве мы не умираем?»

Нет ничего ни хорошего, ни плохого, это размышление делает всё таковым. Большая часть пьесы описывает, как общество и религия разделяют евреев и христиан, создавая смертельное противостояние. В этом отрывке мы видим попытку разрушить дуалистический барьер, что для времен Шекспира было передовой идеей, и, конечно, по-прежнему актуально и сегодня. По сути, он указывает на то, что христианин и иудей едины в своей человеческой природе. Люди не могут противопоставляться другим людям.

Как только вы начинаете замечать, как часто видите лишь два варианта там, где их может быть и больше, можно обнаружить и третий вариант, открываясь возможности существования других опций, которые вы даже не представляете.

Экспериментируйте, попробуйте мыслить вне двойственности, когда вам предстоит разговор или потенциально стрессовое событие, или новый опыт. Старайтесь не думать, что исход может быть либо хорошим, либо ужасным. Понаблюдайте, что происходит, когда у вас нет ожиданий. Когда вы не стремитесь предугадать ответы и проконтролировать результат действий — начинается магия. Не ожидайте, просто смотрите, что же удивит вас!

И когда вы научитесь видеть жизнь в многовариантности, вне двойственности, вы будете жить целостно. Ваше сострадание к себе и к другим возрастет. Выходя за пределы дуального, вы можете относиться к обстоятельствам как к возможным новым направлениям и находить решения, которые дуальное мышление не могло создать.

После того, как Гамлет и его друг Горацио стали свидетелями появления призрака отца Гамлета, Горацио не мог поверить в то, что казалось «крайне странным». На что Гамлет говорит: «Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.»

Перевод ©Анни Петросян

Хайди Е. Спир — MA, ABD, учитель йоги, магистр сравнительной литературы и театральных искусств Нью-Йоркского университета и Вашингтонского университета, Сент-Луис, штат Миссури. Хайди проходила стажировку и работала в Театре Шекспира «Глобус» в Лондоне, также представляла свою работу в США и Англии.

1 Комментарий

  1. Вера пишет

    Спасибо за статью. Очень нужный навык, который необходимо оттачивать. Теперь главное начать тренироваться))

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.