BodyMind, Все рубрики
комментария 2

Йога и Биология трансцендентного. Часть вторая

Когда происходит очищение благодаря упражнению в различных видах йогической практики, знание освещает различие между истинным и неистинным.
Патанджали сутра №28. (пер. Вивекенанда)

Патанджали был великим йогом, мистиком и философом. Его работа по Раджа-Йоге 8 ступеней датируется II веком. Согласно Патанджали Сутрам, 8 Ступеней Йоги – это очистительные практики для избавления от невежества, блокирующего просветление. Эти препятствия возможно преодолеть «возвращением к первоисточнику». Невежеством или препятствием можно назвать и процессы в древнем рептильном мозге, и первые ступени йоги – Яма и Нияма – направлены на их преодоление.

Яма с помощью практики ненасилия (ахимса) учит контролировать страх (абхинивеша), преодолевая таким образом инстинкт бежать или бить. Контролируя сексуальные импульсы (брахмачарья) и склонность к накоплению сверх необходимого (апариграха), мы обуздаем рефлексы рептильного мозга. Отказываясь от лжи (сатья) и воровства (астейя), и соблюдая этичное поведение (Нияма), мы тренируем префронтальный кортекс, укрощая в себе примитивные паттерны поведения.

Нияма учит дисциплине чистой жизни, вниманию к чистоте, упражнениям, питанию и к практикам осознанности. Оставаясь вниманием в настоящем моменте и обучаясь постоянному наблюдению, мы постепенно активируем командный центр мозга, что помогает преодолеть импульсы нижних центров.

Если вы сможете выбрать подходящее средство для успокоения разума и упражняться в его применении, несмотря ни на какие внешние провокации, препятствия не смогут укорениться.

Согласно Б.К.С. Айвенгар, третья ступень йоги Асана (позиции) помогают сосредотачивать внимание на своем физическом теле, углубляя способность осознавать отвлечения, ощущения и глубинные эмоции. Патанджали писал, что «позиция осваивается путем уменьшения естественной тенденции к беспокойству». Возвращение осознанности (ума) в тело посредством концентрации и медитации в движении достигается только с помощью префронтального кортекса.

Благодаря практике Пранаямы (осознанного дыхания) полностью бессознательный, автономный процесс – дыхание – переносится в поле осознанности. Бессознательное дыхание регулируется продолговатым мозгом – рептильным мозгом верхней части позвоночника. Когда мы осознанно контролируем свое дыхание, бессознательная функция поднимается из рептильного мозга в лобные доли.

Такие медитативные практики, как Пратьяхара, Дхарана, способствуют укреплению префронтального кортекса. В 32-ой Сутре говорится: «Если вы сможете выбрать подходящее средство для успокоения разума и упражняться в его применении, несмотря ни на какие провокации, препятствия не смогут укорениться.» (пер. шри кришнамачарьи)

Пратьяхара с помощью концентрации на едином намерении, символе или мантре помогает достичь однонаправленного внимания, что возможно только благодаря префронтальному кортексу. Дхарана означает «неподвижная концентрация ума» и обучает изымать внимание из чувств, тем самым успокаивая автономную и лимбическую системы.

Эти высшие ступени медитации созданы, чтобы помочь выйти в высшее состояние осознанности, называемое Турийя. Это слово означает “четвертый” или “за пределами трех”. Это первая стадия высшего сознания Самадхи, выходящего за пределы времени и пространства, и последняя ступень йоги.

В целом йогу можно назвать духовной технологией, спроектированной для контроля наших механистических систем. Другими словам, йога помогает превзойти ограничения, обусловленные нашей биологией, чтобы полностью проявить эволюционный потенциал человеческого существа. Далее мы исследуем, как это превосхождение объясняет эволюцию человека начиная с растворения эго до реализации внутреннего учителя, высшей божественной сущности.

Перевод для «Девять» с разрешения автора.

Продолжение…

Даниэль Пром Олсон — писательница, режиссер, йога-терапевт и инструктор йоги. Автор известного блога Body Divine Yogа и обладательница наград за обучающие и социальные фильмы на разных фестивалях. https://bodydivineyoga.wordpress.com

2 Комментариев

  1. Ещё при жизни, Шри Ауробиндо в Индии был признанным авторитетом. А после своей кончины его авторитет с течением времени утверждался всё больше и больше, пока не достиг статуса «великого» религиозного реформатора, философа мирового масштаба, поэта и святого йога. Так называемый эффект исторической мифологизации и преувеличенных заслуг — у людей имеется психологическая потребность создавать себе кумиров и идеализировать отдельные личности, гиперболизируя их достижения.

  2. Lilinka пишет

    Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме , является важной составляющей йоги .

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.