Все рубрики, Эффект тени
комментариев 7

За пределами культуры «исправления» себя

В течение многих лет я учился и работал с учителями великих традиций пробуждения (Дзогчен Буддизм, Адвайта Веданта, Буддизм Мадхьямики). Каждый из этих учителей ясно раскрывал духовное пробуждение своим уникальным способом. От них никогда не было посланий о том, что пробуждение – это про исправление «себя». Наоборот, эти учителя вдохновляли меня подвергать свою идентичность вопросу и искренне позволять всему быть таким, какое оно есть.

Даже с тем, что мне никто из учителей не говорил об исправлении себя, в этом играла свою роль и обусловленность моей культуры. У меня было некое ощущение того, что я сломан, и что пробуждение исправит меня, что я никогда снова не почувствую эмоциональную и психологическую боль. Это была такая, можно сказать, невинная ошибка: относиться к пробуждению как ко всему остальному в нашей культуре.

Взгляните на западную культуру. В ней мы со всех сторон получаем послания о том, что мы сломаны, недостаточно хороши, что нас можно исправить правильной таблеткой, медицинским лечением, диетическим планом, работой, новой одеждой, духовностью, терапией, системой верований, стратегией мышления, молитвой, медитацией и так далее. Этими посланиями нас заваливают с рождения и до старости. Неудивительно, что мы привносим эти обусловленности в свой духовный путь.

Однажды я работал с клиенткой, которая чувствовала эмоциональную боль в груди. Мы исследовали убеждение «Я — недостаточна» с помощью Исследования Ненахождения. Сидя там и направив всё свое внимание в область боли, она обращала внимание на каждый образ, каждую картинку, слово и чувство, которые возникали одно за другим. В какой-то момент в процессе она остановилась, посмотрела на меня и спросила: «Это когда-нибудь закончится?» Она задала этот вопрос из обусловленности, которая звучит как «меня нужно исправить», как будто в жизни однажды наступит момент, когда больше никогда снова не придется думать, чувствовать или ощущать что-то неприятное. Но разве жизнь не про думание, чувствование и ощущение? Разве не так мы проживаем то, что называется Жизнь?

Мой ответ ей был таким: нет ничего неправильного в переживании всего этого. Это просто слова, картинки и эмоции. Но когда у нас есть убеждение, что мы сломаны и что нас нужно исправить, то мы постоянно ищем финальную точку вместо того, чтобы на самом деле «быть вместе» с тем, что возникает в настоящем моменте.

В Живых Исследованиях диалоги с клиентами на эту тему – одни из самых сложных. Исследования изначально не про исправление. Это про развитие естественного навыка позволения всему быть таким, как оно есть, и подвергать сомнению определенные убеждения, из-за которых мы страдаем. Но это исследование и подвергание сомнению – в основном, про глубокое принятие того, что возникает, что бы это ни было, и сколько бы слов, образов и эмоций ни возникало и исчезало. Когда мы в близости и в любви соединяемся со своими переживаниями, мы перестаем искать финальную точку. Идея финала возникает из веры в «я», которое живет во времени. Когда мы ищем точку окончания, мы ищем будущее вместо того, чтобы принять то, что возникает прямо сейчас. И тогда мы не видим, что финальная точка возникает как череда слов в настоящем моменте, и что этим словам можно позволить свободно и легко возникать и растворяться самим по себе.

Стоит по-настоящему отпустить убеждение, что мы сломаны и нас нужно исправить, и восприятие может начать меняться. Мы движемся от ограниченного способа переживать себя в прямое и непосредственное позволение всему быть, как оно есть, без сопротивления. Это изменение в восприятии может принести глубокое облегчение страданий без нужды в «исправлении себя». Облегчение происходит из приветствования страдания и прохождения через него вместо попыток дойти до какого-то конца.

Где конец переживания? Вы когда-нибудь смотрели туда? Разве конец переживания – это не просто еще одна мысль, которая возникает в настоящем моменте?

Дерзайте: подвергайте сомнению убеждение, что вы сломаны и вас нужно исправить. Забудьте о культурной обусловленности, данной вам, и замените ее любящим исследованием мыслей, эмоций и ощущений по мере их возникновения и растворения. Заметьте, что мысли, эмоции и ощущения приходят и уходят, но осознанность остается неизменной. Она стабильно присутствует независимо от приходящих и уходящих феноменов. В этом – глубокое приятие жизни независимо от того, как она проявляется.

И когда будете готовы, подвергните сомнению саму идею осознанности. Заметьте, что и ее невозможно найти. За нее не нужно цепляться. В этот момент вы, возможно, потеряете почву под ногами – в хорошем смысле. Вы не просто смотрите на течение реки переживаний, приходящих и уходящих. Вы и есть эта река. Вы прыгнули нее и утратили то чувство «я», которое хочет изменить реку. Вы отбросили убеждение в том, что вы сломаны и вас нужно исправить. Вы живете и наслаждаетесь жизнью, хорошей, плохой, ужасной и нейтральной. Это всё для вас в настоящем моменте. Проживайте это, любите это, будьте этим. Заметьте, что река никогда не закончится, и что вы больше не ищете ее конца.

Скотт Киллоби — автор и международный спикер на тему освобождения через недуальную реализацию, cертифицированный консультант по работе с зависимостями, директор Центра Восстановления Киллоби Инк. и Основатель Сообщества Живых Исследований. Его послание просто: «Успокойся. Исследуй. Радуйся Жизни»

7 Comments

  1. Ирина пишет

    Огромное спасибо) статья пришлась кстати к моим духовным исканиям в настоящем, наступило облегчение, я давно к этому иду или плыву)))я прихожу к выводу, что у меня какая-то связь с вашим сайтом, всегда нахожу в нем ту информацию, которая мне необходима здесь и сейчас)

  2. Олеся пишет

    Благодарю вас! Для меня тоже очень своевременно!

  3. Марина пишет

    Огромное спасибо!

    Точно, глубоко и своевремнно!

  4. Наталья пишет

    Мне кажется, в Библии все сказано то же самое, только более емко и определенно, без излишней философии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.