Все рубрики, Игры Вечности
комментарий 1

Джняна: путь мудрости из Бхагават Гиты

Мудрость – мы восхищаемся ею, уважаем ее, молимся о ней. На пути джняна-йоги – пути мудрости – некоторые даже работают, чтобы достичь ее. Этот путь малоизвестен, и лишь немногие могут доступно объяснить, в чем его суть. Чем на самом деле является путь мудрости с перспективы йоги?

Для начала, джняна-йога – это не про сбор информации. Знакомые нам карикатурные персонажи–искатели, ведомые надеждой, покоряющие горы, чтобы достичь пещеры гуру – на самом деле не ищут гуру, который много знает. Даже знание писаний является только отправной точкой  в поиске мудрости. В этом виде йоги знание – это кость, вокруг которой плоть и кровь мудрости обретают форму.

Согласно словарям, мудрость – это объяснение того, что есть истина, правда и постоянство, интеллектуальная сила принимать мудрые решения. Мудрость описывается как общее ощущение, верное суждение, сумма знаний и опыта, мудрое учение древних святых и мудрый взгляд.

Но вот простой пример: недавно жена намекнула мне, что проверять почту перед завтраком –не мудро. Мудро, заключила она, сделать завтрак приоритетом. Это был правильный смысл, исходящий из её знаний и опыта.

Классический западный пример мудрости можно найти у Сократа, греческого мистика и философа. Имея выбор, бежать из афинской тюрьмы или остаться и встретить свою смерть, Сократ выбрал провести последние дни в тюрьме, ведя с друзьями дискурсы о смысле жизни. Он сделал вывод, что жизнь создана для того, чтобы обострить зрение души – лучший и постоянный инструмент видения истины. Сократ считал, что побег нивелировует основной посыл его учения.

Также эта тема является основной в Бхагават Гите. Там Кришна объясняет своему ученику Арджуне, что «он откроет заново высшую мудрость, выше которой нет ничего». В своих последних шести главах Гита объясняет все задатки и характеристики джняна-йоги.

Значение слова

Давайте начнем со слова джняна, перевод которого, как и многих санскритских слов, может вызвать трудности. Его корень джна имеет разные значения: знать, воспринимать, познавать, понимать, опыт, распознавать, констатировать, исследовать.
Возможно, именно потому, что значений так много, современные учителя йоги часто описывают путь джняна-йога как путь для интеллектуалов, ученых, и предлагают оставить его им. Но неверно ограничивать этот путь высоким IQ или склонностью  погрязать в научных библиотеках. Мы все ищем мудрости, и на каком-то глубинном уровне себя мы чувствуем, что это и есть цель йоги.
Слово джнана определяется наиболее четко в словаре,составленном великим санскритологом М. Монье Уильямсом. Определение гласит: «знать, узнавание, знание, (особенно) высшее знание(исходящее из медитации на единый вселенский Дух).

Иными словами, в йогическом контексте джнана – это знание, исходящее из прямого переживания Себя.

Поле и Познающий поле

Дальше давайте взглянем на детали. Концепция мудрости подразумевает, что есть вещи, о которых нужно быть осведомленным. Кришна описывает две такие вещи: первое – это отношения индивида с «полем», живой организм тела-ума, и второе – отношение того же индивида с высшим Духом, предельным и познающим все поля.

Мы начнем с поля тела-ума. Вот как Кришна перечисляет его компоненты:

Бхагават Гита в переводе академика Б. Л. Смирнова:

  1. Великие элементы, принцип личности, разум и одиннадцать (органов) чувств (индрий), непроявленная (природа) и пять пастбищ чувств;
  2. Желание, ненависть, счастье и несчастье, тело, психическая деятельность, стойкость — так вкратце описывается поле и его изменения.

Тело состоит из пяти элементов: земли, воды, огня и эфира (чистого пространства), которые также отражаются на уровне психики. Эго – это чувство самоидентификации. Интеллект – это высший разум, часть ума, способная принимать решения и заниматься самонаблюдением (буддхи). Непроявленная природа состоит из трех гун – трех атрибутов энергии, которые, переплетаясь, формируют основу всех проявленных вещей. Действия пяти познающих органов чувств (вкус, осязание, зрение, обоняние и слух) и пяти активных функций (манипуляция, передвижение, выделение, деторождение и речь), согласованных с деятельностью низшего разума, составляют основную часть ежедневного сознательного опыта. Поле чувственного восприятия– вкус, осязание, зрение, обоняние и слух. Эти двадцать четыре категории известны как пракрити в философии Санкхья (ветви философии, связанной с йогой).

Кришна описывает семь других измерений личности: симпатии и антипатии, опыт удовольствия и боли, чувство единства с целым (совокупность элементов, содержащихся под единой крышей личной осознанности), осознание себя живым, чувствующим организмом и возникновение состояний ума, таких как мужество (один из выбранных Кришной примеров).

Однако, Кришна объясняет, что, несмотря на видимость, ни один из этих личностных элементов не осознает себя. Каждый из них, в том числе ум, является объектом знания и переживания субъекта – неизменного, индивидуального сознания. Только лишь оно в человеческой личности является «познающим поле», называемым пуруша в философии Санкхья.

Каждое человеческое существо – это совокупность поля (пракрити) и познающего поле (пуруши), тела-ума и сознания, сотканных воедино. В следующем отрывке Кришна суммирует:

Стих 13.20 «Бхагавад Гиты» в переводе академика Б. Л. Смирнова:

20. Основанием целесообразности, причинности и деятельности считается Пракрити; Основанием вкушения приятного и неприятного считается Пуруша.

Таким образом, в то время, как природа плетет бесконечную ткань действий и реакций, только жизненная сила – сознание – определяет этот опыт как приятный или болезненный, и придает ему видимость жизни.

Но как достичь мудрости относительно этих компонентов человеческой жизни? Кришна отвечает, что внутренней природой сознания (пуруши) является блаженство, и только отношения с непрерывной деятельностью пракрити ведут к привычке разворачиваться вовне, из-за чего и происходит забывание своей истинной природы. Это основная духовная дилемма. Обусловленное опытом сознание не распознает себя, следовательно, еще больше запутывается в бесконечных видоизменениях пракрити. Духовная свобода – это освобождение пуруши от самозабвения и привязанности к мирским радостям и скорбям, следующей за этим.

Теперь у нас есть указанные Кришной подсказки на пути мудрости. Мудрость – это выбор или действие, ставящее наше знание этих двух аспектов человеческой жизни во благо сущностной высшей цели: уменьшить и в конечном итоге растворить то, что сковывает пурушу в пракрити. 

Из чего состоит жизнь

Предположим, что мы очарованы табаком. Мы думаем о себе как о «том, кто наслаждается дымом». На тонком уровне мы воспринимаем это как неотъемлемую часть себя, и чувствуем, что курение становится существенным для нас. «Я – курильщик» – заявляем мы.
Согласно Кришне, это случай ложной идентификации. Качества симпатий и антипатий – не врожденные свойства, а приобретенные склонности ума, и как таковые они могут быть рассмотрены, изучены и изменены. Они – часть поля, но не часть познающего поле.

Нужно немного воображения, что увидеть, что наши личные симпатии и антипатии – это не свойства нашей идентичности. Тогда под подозрением могут оказаться и другие способы создания ложной идентификации.

Например, я жирный? Или, скорее, мое тело имеет лишний вес? Другой пример: Я потрясен? Или всё же моя реакция на события моей жизни потрясла мой ум горем?

Чем пристальнее мы вглядываемся в различия между осознанием «я есть» и переживанием того, «через что я прохожу», тем мудрее наши мысли и действия. Мы можем выбирать не тратить энергию на пребывание в депрессии уже при возникновении легкой грусти. Можно свести к нулю фрустрацию относительно того, чего у нас нет, удовлетворившись тем, что у нас есть. Всё больше и больше мы учимся радоваться жизни без расчета на счастье, осознавая, что радость всегда с нами.

Это начало пути мудрости.

Познающий Себя

Сердце джняна-йоги ведет нас всё дальше. Оно раскрывает отношения между пурушей и тем, что часто относят к Самости, к Я. В Бхагават Гите Кришна описывает подобные отношения, заявляя, что чистое сознание является одновременно осознающим каждое поле. Это то, что есть в каждом из нас. Кришна часто говорит об этом в первом лице:

 «Бхагавад  Гита» в переводе академика Б. Л. Смирнова:

  1. Для всех тел, в каком бы они ни возникли лоне,
    Великий Брама есть лоно, Я же — отец, дающий семя.
    ;
  1. Лишь частица Меня самого, в мире живых став вечным дживой,
    Привлекает находящиеся в природе чувства, из которых манас — шестое
    ;

Отношения индивидуального сознания с собой Кришна сравнивает со связью между виртуальной реальностью и глубокой осознанностью, в которой индивиды существуют.

«Бхагавад Гита» в переводе академика Б. Л. Смирнова

61. Господь пребывает в сердце каждого существа, Арджуна, вращая все существа (силой) своей майи, как на колесе гончарном.

Пишущие о джняна-йоге часто уподобляют невежество Эго директору завода, который ничего не согласовывает с владельцем завода. Управляющий начинает вести себя так, словно он сам – владелец, и отношения между ним и владельцем разрушаются. Из-за невежества директор становится высокомерным, эгоистичным и слепым к реальной цели работы завода.

В человеческой личности эго служит в качестве управляющего. Именно эго в конечном счете координирует функции ума и тела, и в процессе должно расширять своё видение реальности. Когда эго ослеплено привязанностью и не в состоянии абстрагироваться от чувства собственной значимости, наше восприятие высшей реальности ослабевает.

Путь джняна-йоги ведет к реализации Себя через восстановление равновесия и гармонии эго, и подпитывает индивидуальное сознание так, как не может мир вокруг.
Медитация и созерцание способствуют реализация Себя. В медитации мы создаем сильный внутренний центр, из которого в состоянии наблюдать различия между сознанием и полем осознания. В созерцании мы размышляем о временной природе жизни и проясняем для себя природу сознания. Каждый метод уменьшает болезненное заблуждение между Самостью и Отсутствием Самости, и ведет к непосредственному переживанию Реальности.

Возможно, сейчас нужно позволить Бхагавад Гите говорить за себя. Две выборки из последних глав описывают способ, благодаря которому ум становится прозрачным, и достигается союз с высшим сознанием на пути джняна-йоги.

Стих 13.7 «Бхагавад Гиты» в переводе академика Б. Л. Смирнова:

  1. Смирение, искренность, честность, неврежденье, терпенье,
    Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость,
  2. Отвращение от предметов чувств, от себялюбия свобода,
    Понимание бедственности рожденья, болезни, старости, смерти,
  3. Отрешённость, непривязанность к сыну, жене, дому,
    В желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли
  4. Безраздельное почитанье Меня неуклонной йогой,
    Отсутствие влеченья к людскому обществу, пребывание в уединённом месте,
  5. Стойкость в познанье высшего Атмана, постижение цели истинного знанья,
    Это называется знанием; неведеньем — всё другое.

 

Стих 18.51 «Бхагавад Гиты» в переводе академика Б. Л. Смирнова:

  1. Стойкостью себя обуздав, просветлив свой разум,
    Оставив звук и прочие предметы чувств, отстранив влеченье и отвращенье,
  2. Пребывая в одиночестве, умеренный в пище, обуздавший речь, плоть и манас,
    Постоянно преданный дхьяна-йоге, погружённый в бесстрастье,
  3. Свободный от самости, буйства, кичливости, похоти, гнева,
    Отказавшийся от собственности, от «я», умиротворённый, достоин Брахмо.
  4. Сливаясь с Брахмо, просветлённый духом не скорбит, не вожделеет,
    Равный ко всем существам, он высшего благоговенья ко Мне достигает.
  5. Благоговеньем ко Мне он познаёт Меня, кто, каков Я в Моей сути;
    Познав Меня в Моей сути, он непосредственно в То погрузится.
     

Здесь поднимаются две великие темы джняна-йоги. Первая показывает, как мудрость развивается через различение поля и внутреннего познающего поле, тела-ума и индивидуального сознания.

Второй показывает, как ограниченное чувство я, отражаемое эго, постепенно заменяется безграничным видением Себя.

С помощью этих двух тем, вы сможете следовать за словами Кришны в последних главах Гиты. Но было бы ошибкой думать, что этим учение Кришны исчерпывается. Предстоит еще много открытий и, так как эта статья посвящена практике, у вас есть возможность сделать их самим. Надеюсь, что вы прочитаете главы Гиты с 13 по 18 и откроете для себя путь мудрости.

Рольф Совик — президент и духовный наставник Гималайского института, клинический психолог в частной практике. Обучался йоге в Штатах, Индии и Непале. Имеет ученую степень по философии и музыке, восточных учениях и клинической психологии. Начал свою практику в 1972 году, инициированный пандит в Гималайской традиции с 1987 года. Автор известной книги «Йога: освоение базовых знаний».

1 Комментарий

  1. Признавая в ряде случаев полезность йогической дисциплины для воспитания духа, Гита, однако, сознает и опасные последствия этой дисциплины

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.