Беседы о главном, Все рубрики
Оставьте комментарий

Большой Ум: Интервью с Генпо Роши

Генпо Роши один из самых высокопоставленных буддистов в Америке и глубоко уважаемый Учитель. Его называют революционером традиции старых мастеров Дзена, который возродил и трансформировал буддистские учения сообразно современным условиям жизни. С 1999 года он делится простым, но мощным процессом под названием Большой Ум, который позволяет ощутить и прожить пробужденное состояние. Его уникальная адаптация восточной мудрости для западного склада ума в конечном итоге открывает возможность стать целостным свободным человеком. Ниже приводится беседа Генпо Роши с Грейс Велкер, главным редактором йога-центра Крипалу, которая состоялась 15 июня 2006 года.

Грейс Велкер: В начале вашего DVD Большой Ум упоминается, что в 1971 году у вас произошло спонтанное духовное пробуждение. Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь об этом?

Генпо Роши: Это случилось в феврале того года, мне было 26. Мои вторые серьезные отношения подходили к концу, и я чувствовал себя зажатым в рамки и погруженным в противоречия. Мне нужно было больше пространства, поэтому я с двумя друзьями поехал в пустыню Мохаве на трехдневный кемпинг. В пятницу я один поднялся на гору. Я ничего не знал о медитации или духовной практике. Я просто сидел там, думал о своей жизни, обо всем происходящем в ней. Я чувствовал, что уже достаточно налажал для своих юных лет.

Я видел свой автофургон — свой дом на эти выходные — припаркованный в нескольких милях отсюда. Но в то же время я осознавал, что мой дом находится в Лонг Бич, Калифорнии. И естественным образом ко мне пришел коан – где же мой дом? Внезапно случилось нечто вроде прорыва. Я почувствовал, что распадаюсь и становлюсь единым с космосом, со вселенной, со всем на свете. В этот миг пришло осознание, что мой дом везде, где бы я ни был. Я так же познал, кто я есть, вне всяких описаний, но давайте называть это Большим Умом.

Это переживание полностью изменило мою жизнь. Как будто до этого я полным ходом несся в одном четко определенном направлении — был спортсменом. Я был чемпионом сборной Америки по водному поло, с 13 лет вся моя жизнь вращалась вокруг плавания. Всё в моей жизни вращалось вокруг Олимпиады, стремления стать великим спортсменом, стать известным. И вдруг это всё показалось мне пустым и бессмысленным. После этого переживания я кардинально изменил свою жизнь. Единственное, что с того момента казалось мне важным, — это познать себя глубже и помогать другим.

Я просто сидел там часами.

Грейс: Как это изменило твое взаимодействие с друзьями?

Генпо: Одним из них был мой друг со старшей школы. Мы были шаферами на свадьбах друг у друга. Когда я описал то, что осознал, пережил, он сказал: «Ты говоришь как мастер Дзена». Я спросил: “Что такое Дзен?”. Он изучал это в университете и сказал: “У меня есть книга, которая тебе понравится”. Это был “Сиддхартха” Германа Гессе. Через несколько месяцев я стал изучать Дзен, а спустя 2 года начал преподавать.

В тот момент переживания и энергия были настолько мощными, что я не спал две ночи.

Грейс: Я так понимаю, твое тело, будучи сильным и здоровым, стало феноменальным сосудом для энергии.

Генпо: Так и есть. Мой учитель говорил то же самое. Я видел, как у людей, чье тело было слабее, случалось нечто вроде короткого замыкания.

Грейс: Это хорошая причина заниматься хатха-йогой. Некоторые учителя говорят, что сейчас больше людей переживают духовное пробуждение. Не знаю, правда ли это, но если так, то твоя работа тем более важна, так как предоставляет возможность понять, что они переживают.

Генпо:  Я действительно думаю, что больше людей стало переживать подобные опыты. И что они больше готовы делиться этим. Конечно, в мире становится все больше и больше людей, так что даже если принять во внимание процентное соотношение (которое, я считаю, увеличивается), их становится больше. Я думаю, это знак времени.

Грейс: Что вы имеете в виду?

Генпо: Ну, я думаю, сознание тоже развивается. Мы движемся к пробуждению или большей осознанности не только как отдельные личности. На планетарном уровне и как вид мы все движемся в этом направлении. Если назвать это возвращением к себе, думаю, всё больше людей возвращаются к себе или близки к этому. Очень важно, чтобы мы сейчас просыпались. Если взглянуть на ситуацию на планете, не нужно быть гением, чтобы увидеть, что мы бежим наперегонки со временем. Либо мы уничтожим себя, либо же пробудимся.

Грейс: Так вы видите свою работу как вклад в увеличение шансов выиграть эту гонку?

Генпо: Именно так. Я работаю с Кеном Уилбером и Берни Глассменом над программой Vast Sky. Задача очень проста: поднимать уровень осознанности на планете. Мы согласились в том, что чрезвычайно важно делать это прямо сейчас, важно перестать спорить и ругаться друг с другом, выясняя, кто лучше делает своё дело, чья школа лучше, какой путь вернее.

Мы все должны сделать свой вклад, возможно, небольшой, чтобы пробудить эту планету к реальности ситуации – экологической, социокультурной, экономической. Неважно, на уровне активизма ли это или увеличения сознательности, делается ли это христианами, иудеями или буддистами, мусульманами или индуистами. В моих глазах мы все в одной лодке, гребем; и если мы работаем веслами вместе, в унисон, то справляемся лучше, чем если бы каждый делал что-то своё.

Мне это всё кажется очень простым. Возвращаясь к моменту, о котором я говорил раньше, всё стало очень простым и очевидными. И становится всё проще и очевиднее. Частично прелесть процесса Большой Ум, например, в том, что всё очень просто.

Грейс: Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с процессом Большой Ум. Однажды мне довелось пройти его на сайте Integral Naked. Дзен — не мой путь, но мне хотелось выяснить, что это такое. Я начала с любопытством, хотя и несколько скептично. Но это было прекрасно. Он был совершенно мирским и совпадал с моими собственными переживаниями, убеждениями и практиками. Это вывело меня на новый глубокий уровень.

Так что когда я поставила диск Большой Ум, готовясь к нашей беседе, то подумала: ”Я просто включу его и понаблюдаю, я не буду на самом деле участвовать”. Это длилось около 5 минут. Это поистине удивительный, освобождающий, настоящий процесс. И ты – одаренный и опытный мастер.

Генпо: Года три назад я провел этот процесс для Дэвида Дейда и Кена Уилбера, и Кен сказал: “Я просто поприсутствую. Я здесь, чтобы посмотреть”. Не прошло и двух минут, как он полностью погрузился в процесс. Кен стал одним из самых больших сторонников процесса Большой Ум. И он входит во все программы аспирантуры Интегрального Университета (Integral Universities).

Грейс: Я хочу спросить о длительности эффекта этого процесса. Другими словам, конечно, меня можно ввести в этот глубинный опыт, но что потом?

Генпо: На самом деле мы как раз исследуем это в Университете штата Юта. И приходим к тому, что после 1 дня процесса Большой Ум с людьми с улицы – другими словами, без опыта Дзена, медитаций или других духовных практик – в их мозге происходят те же изменения, что и у монаха после 20 или 30 лет практики (вам знакомы исследования Далай Ламы с медитирующими монахами?) Месяц спустя в их мозге все еще есть эти изменения. Мы не знаем, каким будет результат по прошествии более длительного срока, потому что мы начали проводить тесты только месяц назад.

Грейс: Вы называете эту работу адаптацией мудрости Востока для Западного ума. Какая в этом необходимость?

Генпо: Прежде чем начать эту работу, я 25 лет изучал традиционный Дзен. Я обнаружил, что традиционные подходы просто не охватывают всего, что нужно людям Запада. Мы можем “понять” учение, можем развиваться духовно, даже пробудиться, и в то же время мы может оставаться психологически травмированными, в чем-то незрелыми, социально неприспособленными, эмоционально разсбалансированными на протяжении 30-40 лет. (Это правда и для Востока). Традиционные практики, независимо от традиции, не охватывают всех аспектов человеческой личности. Нам нужна мудрость Востока. Также, как нужна и западная психологическая практика, которая позволяет работать со своими теневыми аспектами, неосознанными и отвергаемыми внутренними голосами, и аспектами личности.

Большой Ум — это здоровая интеграция этих двух компонентов. Этот процес пришел не из ниоткуда, это 35 лет практики Дзен плюс тысячи лет линии передачи, в которой я состою. Я просто соединил психологическую работу с традиционными учениями и сделал их доступными и подходящими для нашего времени.

Грейс: Может быть, вы хотите рассказать что-то о процессе Большой Ум, который будете проводить в Крипалу?

Генпо: Только то, что жаль, если вы пропустите это. В этом году я провожу его на Восточном Побережье только дважды. Этот процесс и для совсем новичков, и для продвинутый практиков, для мужчин и женщин, для людей с любым опытом. Моя цель — поделиться этим с как можно большим количество людей.

Грейс: Мне любопытно, почему в традиции Дзена используют истории и коаны, и почему это так эффективно?

Генпо: Иисус тоже рассказывал притчи. Я люблю истории и часто использую их. Этот способ обучения более интересен и понятен людям. Коаны также имеют место быть и они полезны, я продолжаю испоьзовать их. Тем не менее, есть и обратная сторона медали: коаны могут открыть желание соперничать, даже с самим собой. Сколько коанов уже разгадано? Как много времени для этого понадобилось? Можно стать слегка высокомерным из-за того, что завершено уже так много коанов. Так что здесь есть некоторые проблемы.

Положительный же момент в том, что коаны как ничто другое показывают, что человек не просто понял это концептуально, но действительно на гораздо более глубоком уровне уловил суть. К тому же, создается впечатление, что многим сложно четко сформулировать и описать свой опыт. Коаны же учат быть очень прямолинейным, точным и по возможности лаконичным. Коаны предлагают живое выражение переживание по сравнению с тем, что можно назвать мертвыми словами или мертвыми концепциями. Они прекрасны для описания духовного опыта.

Грейс: В процессе Большой Ум вы в определенные моменты просите людей поменять положение тела. Можете об этом рассказать?

Генпо: Изменение позиции тела способствует изменению точки зрения. Я думаю, это один из самых гениальных аспектов процесса. Я научился этому у Хал и Сидра Стоун, клинических психологов и создателей Диалога Голосов. Это их заслуга.

Я просто адаптировал это к духовному процессу. Я начал использовать Диалог голосов в 1983-1984 годах в работе со своими студентами, потому что осознал, что это прекрасное дополнение к практике Дзен, и проработал некоторые непризнанные и теневые аспекты, и это после долгих лет глубокой практики Дзен. Традиционно, когда мы сидим, нам говорят сидеть спокойно и неподвижно. И многие так и сидят в поисках просветления, что в целом неправильно в том смысле, что туда невозможно попасть, находясь в ищущем уме, не сдавшись целиком и полностью. И чтобы сделать это, духовные традиции предлагают нам настолько сложный, тяжелый путь, что мы в конце концов сдаемся. Или просто сидим, стараясь ничего не искать. Но опять таки попытка не искать становится проблемой. Спокойное сидение бывает к месту, например, я не учу людей двигаться во время медитации. Но когда мы хотим изменить точку зрения, то изменение положения тела в первую очередь действительно может помочь, потому что сдвинув тело, становится проще последовать этому сдвигу в уме.

Грейс: Когда вы учите, очень чувствуется ваше глубокое уважение к человечности каждого. Нет осуждения, только ясно ощутимое и полное приятие человеческого опыта.

Генпо: Еще в 1994 году, когда мне исполнилось 50, у меня случился очень глубокий опыт, когда я снова полностью и окончательно стал человеком. Это важная часть учений Дзена: после просветления больше нельзя за это держаться, нужно это отпустить. И когда это произошло со мной, когда я сбился со своего пути и снова оказался отданным своей человеческой природе, мне стало ясно, что пришло время интегрировать западные практики и вернуться к своей жизни: семье, обществу, физическим упражнениям и так далее. Также ключевым моментов для меня был мой сознательный выбор стать человеческим существом – со всей сопутствующей этому болью и страданиями.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.